на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи

СУББОТА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СУББОТЫ.
Опыт личного развития и восприятия Йоги

Тетерников Л.
г. Москва,
Школа Рациональной йоги
www.teternikov.ru

Я преподаю Йогу с партнером, Тантра-йогу, Медитацию в движении и Спонтанною йогу. Считаю, что для интегрального, целостного развития человека, больше всего подходят положения древней Тантры и современной Трансперсональной психологии.
Я благодарен всем своим учителям, но не иду за кем-то одним.
Может быть, поэтому, я и создал свою школу.
Некоторые считают, что я вообще перестал заниматься Йогой. Может быть, в их картине мира, они правы. Я же считаю, что только после 20-летней практики, когда был первый опыт пробуждения Кундалини, в начале 90-х, у меня началась реальная Йога и началась вторая жизнь в одном и том же теле.
Не знаю, что лучше отражает действительность и как называть свою школу. «Рациональная йога», как прежде? Школа «Искусство любить» или «Школа Льва Тетерникова». Как раньше, так и сейчас, использую отдельные практики Йоги для оздоровления, духовного развития и расширения сознания. Только сейчас добавились положения и техники Тантры и трансперсональной психологии.
Прошел подготовку учителей Йоги в Крипалу-йога центре, а инициацию получил в традицию Ишта-йоги и Крия-йоги Бабаджи.
Считаю, что мне кое-что удалось сделать в Йоге и даже внести свой вклад в ее развитие. Грею себя мыслью о том, что чуть ли не первый в России, кто начал преподавать Йогу с партнером после знакомства с Виктором Ван Коутеном и Анжелой Фармер. Сила привела к новой и оригинальной технике пробуждения Кундалини. Медитация в движении Крипалу-йоги трансформировалась в Спонтанный танец Йоги.
Мне довелось участвовать в процессе легализации Йоги в СССР. Был соорганизатором первого открытого семинара, инициатором и соорганизатором первой научно-практической конференции по Йоге в 1989 году.
Как раньше, так и сейчас, я занимаюсь тем, что мне самому необходимо и интересно. И если в прежней жизни (до пробуждения Кундалини) мне приходилось бороться за жизнь или выживать, и тогда я занимался и преподавал Йогу для здоровья, то сейчас я живу, и у меня идет совсем другая тема: сексуальность и духовность, искусство любить, раскрытие божественной сущности человека через взаимоотношения Мужчины и Женщины. А Йогу и Тантру, наряду с элементами трансперсональной психологии, я использую как инструменты на пути интегрального развития и самосовершенствования человека.

Было время, когда я искал для себя систему оздоровления. Понял, что врачи, если бы и хотели, то все равно ничего хорошего сделать бы не смогли. Я не хотел уходить в другой мир на 48-м году, как это было предначертано в одном из сценариев жизни. А речь шла именно об этом. Это сейчас я знаю, что происходило, а раньше я просто жестоко болел. Бронхит, который я получил еще до школы, перешел в хронический и «спустился вниз». Это желудок, кишечник, предстательная железа, суставы. Дикие боли в животе были всегда, сколько себя помню. Аппендикс вырезали, когда я был еще студентом. Было время, когда каждая волна гриппа была моя, а воспаление легких - по два раза в год. Тем не менее, где-то внутри были силы для борьбы за выживание и саму жизнь.
Единственным, доступным в то время методом оздоровления, кроме спортивных занятий, был «Бег трусцой». Начал бегать. Стало еще хуже. Во время бега резкие боли в печени, после бега болел желудок.
И вот однажды, на Кубани, в станице, куда переехала моя мама, во время летних каникул, я услышал от друга моего брата, что он начал заниматься Йогой и дал мне почитать журнал «Сельская молодежь», где была статья Анатолия Зубкова о Йоге. Как будто, что-то щелкнуло в голове: «Йога - это мое!». Как магнитом потянуло. Стал искать, где и как можно заниматься. Это сейчас глаза разбегаются от обилия предложений, а в шестидесятые годы было счастьем найти нелегально распечатанные на ксероксе «Хатха-йогу» Рамачараки и преподавателя Йоги.
В сентябре 1970 года, уже после окончания аспирантуры и защиты диссертации, мне повезло. Дали адрес. Сила сразу привела к правильному человеку, Николаю Владимировичу Кузину. Тихий, такой благостный и спокойный. Он был уже в возрасте. И через пять лет, перед уходом из жизни, Николай Владимирович передал мне свою группу. Так начался мой путь преподавателя. После опыта пробуждения Кундалини и совместного Спонтанного танца Йоги с партнершей, Йога и Тантра слились воедино, как это и было в первоисточнике. Сейчас у меня своя школа, свой стиль, свои взгляды, свое видение Йоги и Тантры. Считаю себя основателем школы Рациональной Йоги, которая трансформировалась в школу интегрального развития человека «Искусство любить».
Мне пришлось, как сказал один учитель, «пробивать социум» для легализации и популяризации Йоги. Случилось так, что после публикаций А. Зубкова в «Сельской молодежи», первая положительная статья о Йоге в журнале Минздрава СССР «Здоровье» была моя. Первые открытые лекции о Йоге в Политехническом музее Москвы, первые уроки Йоги на первом канале ТВ (кажется, тогда он был, чуть ли не единственным) были мои. Это было уже при «перестройке». Я был первый, кто дал открытую рекламу уроков Йоги. Началось смутное время, когда старое зашаталось, а новое еще не появилось.
Затем был первый открытый семинар в мае месяце в Сочи в 1989 году. Была первая открытая, тогда еще Всесоюзная научно-практическая конференция в октябре 1989 года «Йога. Проблемы оздоровления и самосовершенствования». Тогда же была создана Ассоциация Йоги СССР. Мне пришлось быть у истоков этого движения, был вице-президентом и президентом Ассоциации. Кое-какие сведения о том интересном времени можно найти в архиве сайта Виктора Бойко. Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что многое делал впервые, или все наоборот, не так как все, иногда вполне сознательно «ехал на красный свет».
В 1989 году, во время работы конференции, мне «посчастливилось» получить удар кулаком по левому колену лично от самого Б.К.С. Аенгара. Король Хатха-йоги хотел показать, таким образом, как не следует выполнять позу треугольника. Я вскрикнул от боли и возмутился. Вибрируя ноздрями, король Йоги выгнал меня из зала и объявил, что я не йог и не учитель. Здесь он оказался прав. Я не йог и не учитель его стиля Йоги. Мягкий стиль Анжелы Фармер и Виктора Ван Куотена определили мое последующее направление. Я был первым, кто начал практиковать и преподавать в России Йогу с партнером после занятий с Виктором и Анжелой на острове Лесбос. Сейчас трачу время и энергию на гармоничное единение тела, сознания и духа, или сексуальности и духовности, на развитие человека через взаимоотношения Мужчины и Женщины.
Знакомство с Амритом Десаи, практика и курсы преподавателей Крипалу-йоги, вывела на пробуждение Кундалини. И тогда я увидел, что энергия Кундалини и сексуальная энергия – суть одно и тоже. Как я был рад, что потом нашел это у всемирно известного учителя Гопи Кришны. Сила вывела на Спонтанный танец Йоги с партнером в результате проявления Кундалини.
Уже в 1989 году, после того, как не получилось это сделать с Госкомспортом, при поддержке Всесоюзного общества врачей-физиотерапевтов, я начал подготовку инструкторов Йоги. А в 1993 году «пробил» приказ по Спорткомитету России, перед своим отъездом в США, о проведении и поддержке на местах курсов по подготовке инструкторов Хатха йоги. Пробил, а сам уехал далеко и надолго.
До первого опыта проявления Кундалини (а это было почти через 20 лет практики Йоги), всегда было ощущение, что «в этой Йоге, что-то не так». Секреты…. Тайны… Ключи от практики… Не сходились у меня в голове концы с концами. Бог Шива - отец Тантры и Йоги, а мы практикуем то и другое отдельно. Бог Шива танцевал, а мы старательно выполняем статические позы. И только после пробуждения Кундалини и спонтанного танца да еще с партнершей, открылись секреты и тайны.
Оказалось, что Тантра и Йога в своей первооснове были одним учением и одной практикой. А тайны и секреты появились тогда, когда произошло разделение тела, сознания и духа. Сексуальность была отделена от духовности. Когда внутри меня все вернулось к единству или целостности, Сила привела к массовому проявлению Кундалини у моих студентов. Преподаватели, кто учился у меня, также обладают этим даром. Они являются проводниками этой божественной и загадочной энергии трансформации, энергии просветления и постижения, дремлющей в каждом человеке.
И, тем не менее… Я не считаю себя йогом! Я беру из Йоги то, что нужно в данный момент для моей жизни, моего развития или для моих студентов. Я не следую строго никакой традиции, не молюсь на одного учителя, хотя всех люблю и всем благодарен. Однако я думаю, что не правы и те из моих коллег, кто не считает меня йогом! Кое-что мне Сила открыла. А это кое-что многими считается как раз тем, что должно быть в результате практики Йоги. Давайте вспомним последнюю шлоку из Хатха-йоги Прадипики мудреца Сватмарамы:
«Пока Сила не пойдет по срединному пути и на нем не утвердится, пока не будет обретен абсолютный контроль над той силой, что управляет семенем, и ум не будет в слиянии с Единым в непрерывном созерцании, любые разговоры о духовном продвижении есть не более чем пустопорожний бред».
Не могу претендовать на то, что мой ум постоянно «в слиянии с Единым в непрерывном созерцании», но первые два положения имеют место. «Слияние с Единым» для кого-то может быть действительно в непрерывном созерцании. Для меня, как для последователя доктрины Тантры, в дополнение к слиянию с божеством в непрерывном созерцании, «слияние с любимой» является аналогом единения с божеством.
А вместе с Йогой, для оздоровления и развития я еще использую закаливание и голодание.
Внутри у меня сидит некая установка, что все то, что ты откопал и нашел, нужно передать людям. Возможно, эта установка появилась в результате двадцатилетнего опыта работы в науке. А возможно, это просто внутренняя потребность или способ самореализации. Меня так и тянет выйти в социум! Мне пришлось быть организатором первой легальной конференций по Йоге в 1989 году. А с 2000 года я веду, как мне кажется, социально значимый проект под названием: «Сексуальность, здоровье, духовность». Сейчас он называется «Мужчина и Женщина. Любовь, партнерство, семья».
Для личностного роста и развития, я общался не только «со своим Гуру», и не шел по заранее проложенной кем-то дороге. Искал, читал, спрашивал, вступал в полемику, экспериментировал на себе. В последние годы я стал использовать практику Йоги с партнером для формирования отношений между Женщиной и Мужчиной. Наряду с Йогой и Тантрой на своих семинарах я использую положения и техники Трансперсональной психологии.
В результате практики Йоги с партнером, опыта пробуждения Кундалини и поиска техник и состояния для пробуждения Кундалини у своих студентов, Сила вывела на принятие идей и концепций Тантры. И после этого все встало на свои места в Йоге. Секреты, ключи, которые, якобы может передать только компетентный Гуру, лежат на поверхности перед каждым. На мой взгляд, много секретов и ключей в использовании энергии первого энергетического центра – Муладхары. Это энергия Земли, основная энергия жизни, Ее Величество Сексуальная энергия.
Йога органически слилась с Тантрой, где конечная цель развития человека принимается за исходную посылку. То, к чему стремятся последователи различных школ совершенствования, в Тантре принимается за настоящую данность, за базу, за основу. Уже сейчас, в данный момент, не сходя с места! «Я, совершенное существо!». Следование основному положению Тантры, это как контракт с самим собой. Дал обязательство! Подписался! Будь добр – исполняй! Будь совершенным существом! Культивируй в себе качества совершенного существа! Это ответственность за все происходящее и тотальная, необусловленная любовь.
Сейчас мне представляется, что можно трактовать сам термин «ХА – ТХА йога» как познание состояния единения, Вселенских законов бытия, преодоление двойственности и постижения состояния целостности через единение мужского и женского, Мужчины и Женщины в состоянии любви». Ведь «Ха» и «Тха» это то же самое, что Инь и Ян - два полюса, или два универсальных дополняющих друг друга принципа. А Йога – это союз, единение.
Мне представляется, что довольно много учителей и последователей Йоги «зависли» или «зациклились» на практике асан. Практика асан стала целью, а не средством. Многие стали забывать, что Йога это, прежде всего, практика работы с сознанием. А тело является инструментом для этой работы. Например, такая трактовка, что «Ха» - это напряжение, а «Тха» - растяжение. А практика Ха-Тха йоги это растяжение с усилием и напряжением. Это несет в себе опасность не только потому, что уводит от работы с сознанием, но и ведет к травмам физического тела.
Еще со времен Патанджали было известно, что асана – это удобное положение тела. А то, что удобно для индуса, не всегда удобно для нас с вами. Что доступно профессионалу-преподавателю, то совсем не обязательно выполнять на вечерних занятиях, куда ты пришел снять стресс, отдохнуть, расслабиться, растянуться, укрепить здоровье или пообщаться с друзьями. В последние годы стала популярна силовая или волевая Йога. Многие стали соревноваться сами с собой и друг с другом. Впервые, я увидел такие соревнования в Пондичери, на юге Индии в 1992 году. В рамках Международной конференции по Йоге, где Свами Гитананда, на чем свет стоит, ругал США и Россию за неверное восприятие Йоги. Он был очень разочарован тем, что люди в США и России, практикующие Йогу, едят мясо, пьют, курят и даже используют презервативы! Так вот там, в программе Международной конференции, были соревнования подростков по выполнению асан.
На меня произвело совершенно удручающее впечатление то, что увидел, да и услышал. Дядя-судья громовым голосом командует «Держать! Отпустить!». Дети держат. Дрожат, но держат! Точно также как штангисты на помосте! А жил я в это время в ашраме Гитананды в одной комнате с индусом, чемпионом мира по «Хатха-йоге на веревке». Это выполнение асан на канате, укрепленном к потолку. Ему было 22 года. Как он сказал, он уже обручен и у него есть невеста. Когда он об этом рассказывал, в глазах у него была дрожь еще сильнее, чем в теле подростков на помосте. О каком успокоении ума или волн Читты может идти речь при такой практике?
То, что я здесь пишу, больше относится к преподавателям, нежели просто к последователям Йоги. Но даже в случае практики Йоги для оздоровления, было бы неплохо иметь представление о взглядах на Йогу, на жизнь, на вопросы саморазвития, знать каких этических принципов придерживается преподаватель, какой школы Йоги он следует, что это за школа. Если преподаватель следует «за своим Гуру», то много шансов на то, что вы будете тенью тени. А если преподаватель претендует на свой стиль или создание своей школы, то тоже посмотрите. Возможно, это просто эклектика, или сборная солянка, а возможно преподаватель втайне считает себя Иисусом Христом, или, по крайней мере, что он знает дорогу к Богу, а другие не знают, что он все делает правильно, а другие неправильно. Ваш преподаватель ведет за собой или помогает вам идти вашим путем? Он заботится в первую очередь о вас или о себе? Помнит ли преподаватель, у кого вы занимаетесь, хотя бы этические принципы Йоги? Помнит ли он о принципах: «Не навреди!» и «Не создай себе кумира!». А может быть, он использует специальные PR – приемы, чтобы самому быть вашим кумиром? Как он относится к деньгам и к особям другого пола?
Говорит ли вам преподаватель, что, то, чем вы занимаетесь, является силовой или волевой Йогой? Посмотрите по этому поводу статью Амрита Десаи в настоящем сборнике или на моем сайте. Предупреждает ли преподаватель, что особенно упорная практика волевой Йоги часто ведет к возрастанию чувства эго, и что является серьезным препятствием на пути духовного развития? Говорит ли преподаватель, хотя бы иногда о конечной цели Йоги? Практикует ли он медитацию? Задавайте вопросы, спрашивайте! Стучите! И вам откроется!
И помните одно из основных положений Остапа Бендера о спасении утопающих. Шри Раджниш очень проникновенно когда-то говорил, что нужно идти к Богу своей дорогой и со своим светом. Это сложнее, но зато интереснее и более надежно. А мастер или учитель, если это действительно Мастер или Учитель, делится своим опытом и помогает вам идти вашей дорогой к Богу и не претендует, что его дорога единственная и правильная. Вспомните принцип: «С кем поведешься – от того и наберешься»?
Есть мнение о том, что Йога пришла к нам на Запад для того, чтобы уравновесить наш рационализм и материализм духовностью Востока. В период подготовки конференции мне пришлось общаться с преподавателями Йоги разных школ и направлений. И для меня было крайне удивительно то, что некоторые известные учителя, оказывающие заметное влияние на последователей Йоги, ставили условия гарантированной оплаты их участия в работе конференции.
Есть еще опасность. Это травматизм в результате практики асан. Речь не идет об открытых переломах нижних конечностей. Страдает чаще всего позвоночник, суставы и связки. Чаще всего это бывает от излишнего усердия, фанатизма, невежества или стремления выделиться среди себе подобных.
Я запомнил предостережение моего первого учителя Н.В.Кузина: «Не мы для Йоги, а Йога для нас». А так как мне интересно было читать литературу не только по Йоге, то пришло и сравнение Мастера и Учителя человечества: «Не человек для субботы, а суббота для человека!»
Так или иначе, если даже мы рассматриваем Йогу не только как систему оздоровления, но и как духовную дисциплину, то и этого, оказывается недостаточно для гармоничного развития человека, о чем давно предупреждал мудрец Сватмарама в заключительной шлоке «Хатха-йоги Прадипики».

Обсудить статью на форуме >>