|
Статьи
Определение Йоги
Интернет ресурс
samadhy.ru
Большая советская энциклопедия
Йога (санскр., буквально - связь, единение, сосредото-чение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э.);
1) в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составля-ет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи йоги: параллелизм микрокосма - человеческой психофизиоло-гии - и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого се-бя находят соответствие в игре космических сил; постепен-ность овладения человеком практикой самоизменения; возмож-ность управления через психику биологическими телами и не-живыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия йоги: подчинение функций и от-правлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - аса-на; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - дхарана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов) - самадхи. На основе идей и понятий йоги развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энер-гии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие йога получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.
2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалисти-ческой философии, суммарно изложенная в "Йога-сутре" Па-танджали (2 в. до н.э. - 2 в.н.э.?). Основная идея - дос-тижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существова-ния (саттва - уравновешенность, раджас - активность, тамас - инертность). В йоге Патанджали различаются 8 стадий со-средоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В ре-зультате йогические усилия достигается состояние махаса-мадхи, т.е. неразличения познающего, познаваемого и про-цесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свобо-ды.
3) Йога как форма последовательного умозрения (в ве-данте), противопоставленного психофизиологическим упражне-ниям (т.н. хатха-йога). Эта разновидность йоги, получившая наименование раджа-йоги, даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые реф-лексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.
В новое и новейшее время в йоге получили развитие не-которые тенденции классической индуистской йоги, наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной йоги - конец 19 в.) и Йогананда (40-50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики йоги, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жиз-ненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается со-временной клинической медициной, экспериментальной психо-логией и физиологией.
Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индий-ская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296-330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.
Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Йога, Йоги (Yoga)
1) у индусов назв. мистического единения с Богом.
2) Инд. философская школа II в. До Р. Хр., основ. Па-танджали; необходимость благочест. упражнений и умерщвле-ния плоти для достижения торжества живого духа с верхов-ным. В Индии, в 1901 было 703 тыс.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова
Йога (ёга), йоги, мн. нет, ж. (санскрит. yoga) (книжн.). Индийское религиозно-философское учение, утвер-ждающее, что посредством созерцания и напряженного сосре-доточения духа достигается мистическое единение с божест-вом.
Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой
Йога [ега], -и, ж.
1. В Индии: религиозно-философское учение, разработав-шее особую систему приемов и методов самопознания, позво-ляющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма.
2. Система физических упражнений, выработанная после-дователями этого учения. Заниматься йогой.
Современный энциклопедический словарь
Йога (санскр ., букв. - связь, единение, сосредоточе-ние, усилие)
1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской сис-тем Индии, ставящих целью достижение состояния "освобожде-ния" (мокши или нирваны). Признает существование в челове-ке неосознаваемых сил и возможности управления - через оп-ределенную организацию психики - органическими и неоргани-ческими процессами и телами; разработана система физиче-ских упражнений. Йога достигла известных успехов в управ-лении дыхательной и другими физиологическими функциями ор-ганизма, в реализации желаемых психических состояний чело-века. Основная философская идея: соотнесенность человече-ской психофизиологии и космоса (тела Вселенной).
2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; ос-мысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придержива-лась учения санкхьи.
Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
1. Йога - в широком смысле - религиозно-политическое учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством с помощью системы упражнений, ведущих к состоя-нию духовной гармонии и блаженства.
2. Йога - в узком смысле - учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью дос-тижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.
Энциклопедия эзотеризма
ЙОГА (joga - связь, единение, метод, усилие)
1) в широком смысле религиозно-философское учение Вос-тока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле - одна из шести экзотери-ческих даршан древнеиндийской философии. Истоки йоги очень древние. Уже в Ведах содержится идея о достижении челове-ком божественных способностей путем духовной практики (ас-кетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады и "Махаб-харата" говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты "Голос Безмолвия" и "Свет на Пу-ти", обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йогических достижений.
Основателем классической йоги считается индийский фи-лософ Патанджали, автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия йоги опирается на онтологические и гно-сеологические идеи Священных текстов древней Индии. Ориги-нальным достоянием йоги является практический путь к осво-бождению посредством системы тренировки тела, души, мышле-ния, постоянных усилий, направленных на самоусовершенство-вание и воспитание добродетелей. Смысл освобождения - в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из кру-га рождений и смертей (сансары); слияние Атмана с Брахма-ном представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Йога разрабатывает целую систему последова-тельного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи, последней ступени восьмеричного пути освобождения (Благородный Восьмистадийный Путь).
Ступени совершенствования в йоге, изложенной Патанджа-ли, следующие; "яма" - обуздание, воздержание; "нияма" - этическая культура; "асана" - дисциплина тела; "пранаяма" - регулирование дыхания; "пратьяхара" - изоляция чувств; "дхарана" - внимание; "дхьяна" - размышление; "самадхи" - сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четы-ре вида йоги: Джнана-йога (йога размышления, путь позна-ния); Карма-йога (йога действия, путь активного и бескоры-стного служения общему благу); Бхакти-йога (йога любви, безраздельной преданности Высшему Существу); Раджа-йога (йога царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" - махасамадхи). "Бхагавад Гита" излагает эти йоги. Хатха-йога же принадлежит к философской системе йоги. Она лишь регулирует низшие психические про-цессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.
В настоящее время онтология, гносеология и методология йоги развиты в трудах Свами Вивекананды, в "Интегральной йоге" Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни йоги. По сути, йога как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение йоги и религии позволя-ет видеть глубокое духовное единство йоги с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Сред-него Востока (суфизм).
2) Состояние человека, при котором его жизнь в дейст-виях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и покло-нения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упо-рядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильно-го использования звуков и слов (мантра-йога), йога медита-ции и созерцания (раджа-йога). Подразумевается, что Едине-ние и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных мо-ментах. Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), едине-ние с подлинным Я (атма-йога). Термин "йога" означает так-же различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; "раджа" - "владыка"); путем веры, пре-данности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.
Согласно Э.Вуду - в прошлом профессору физики в Синд-ском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного "Словаря Йоги" (он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери) - "сам факт все увеличивающегося влияния велико-го учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога.
Однако подверженная всем страстям природа человека За-пада слишком часто извращает ее содержание: он либо начи-нает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, же-лая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления орга-низма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправдан-ным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и опасное любопытство в отношении сверх-чувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п.
В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае де-ло заканчивается экзальтированностью и "надломом". […] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказать-ся буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, - например, приемы "таттвы" или глубокие дыхательные упражнения. […]
Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и опре-деленных условиях, во многих отношениях прямо противопо-ложных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздей-ствующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета - для льва".
По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли сво-его максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.
Обсудить статью на форуме >>
|