|
Статьи
Философия Йоги
Интернет ресурс
samadhy.ru
Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришед-шее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.
Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (сле-дующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авто-ре «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не из-вестно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.
Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем па-мятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), свя-щенных текстах Индии. Учение об основных элементах йогиче-ской практики – концентрации, созерцании, управлении соз-нанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упани-шадах (~ VI–III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наи-большей степени здесь выделяется часть Махабхараты, кото-рая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для филосо-фии систематизации и классификации категорий - основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Па-танджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере вы-держала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.
Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложе-ний (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассужде-ний. Однако для потомков, не имеющих возможности лично об-щаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэто-му существующее сегодня учение классической йоги формиро-валось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориен-тируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный коммента-рий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в.н.э.).
Приступая непосредственно к философии классической йо-ги, выделим две основополагающих категории, которые заклю-чают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.
Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.
Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно се-бе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных су-ществ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.
До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не су-ществует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и мате-рии, Пуруша, как сознательное начало начинает в определен-ном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объек-тивный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное по-нятие философии йоги обозначает идеальную основу всей бу-дущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд ста-дий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.
Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, след-ствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее по-ложение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) измене-ния. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, по-этому для объективного мира характерна также категория пространства.
В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и про-странства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разво-рачивающейся картиной изменения материи.
Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современно-го западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.
Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется ин-дивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зре-ние, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, но-ги, органы выделения и размножения, орган речи; орган ра-зума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, па-мять, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - отно-сится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.
Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «ма-леньких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые прояв-ляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все про-цессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракри-ти в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Прак-рити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психи-ческой деятельности.
Итак, рассмотрев основные философские категории клас-сической йоги, мы переходим к теории освобождения, цен-тральному учению о смысле существования человека, ради ко-торого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обла-дает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бы-тие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они из-менчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отожде-ствляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявле-ниям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают жела-ния и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам са-мим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умира-ют, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удоволь-ствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувст-ва удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии.
Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохра-няются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется на-ша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рожде-ния. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракри-ти.
Освобождение от страданий возможно, и стремление к не-му – есть наивысшая из возможных целей существования. Че-рез практику йоги и философские размышления человек посте-пенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пуру-шу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. То-гда его карма более не создается, и он приходит к обособ-ленности Духа от материи, выходит из круга сансары и дос-тигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.
В заключение следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы.
В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и индийские мыслители, популяризующие учение йоги. Наиболее известные из них – Рамакришна (1836-1886 гг.), его последователь Вивекананда (1869-1902 гг.), а также Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). Философская основа йоги, распространяемой на Западе, не претерпела серьезных изме-нений, но в ней наметились тенденции к сочетанию духовно-сти йоги и достижений западной науки, а также к синтезу различных религиозных учений.
В современном мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.
Обсудить статью на форуме >>
|