|
Статьи
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА
Йога для детей и подростков.
Мария Александрова,
преподаватель Йоги,
г. Москва
Неужели это я? Это лицо, покрытое точками угрей и ка-кими-то противными розовыми прыщиками; эти длинные не-складные руки и ноги; торчащие во все стороны волосы; по-лубезумный оторопевший взгляд - это все я? Нет, невозмож-но…Если вас никогда не посещали подобные мысли и вы не испытывали таких чувств, значит, вам еще нет тринадцати. А если вы уже перешагнули этот возрастной рубеж, попытайтесь вспомнить, каково это - быть подростком. Вспомнили? И как - содрогнулись? Все верно: это и в самом деле очень страшно.
Страшно оттого, что непонятно. Вдруг разом нахлынули незнакомые доселе ощущения, настроение меняется каждые несколько часов - то готов улыбаться каждому встречному, то хочется бежать, куда глаза глядят, чтобы не видеть и не слышать никого. Мгновенно влюбляешься - во всех подряд и без всякой причины - и столь же внезапно охладеваешь к предмету влюбленности. И ладно бы только влюбляешься, это чувство хоть немного знакомо - влюблялись и в детском саду. Но порой к привычным романтическим порывам примешивается нечто. Запретное, стыдное, но такое сладостное чувство – желание… И, вот это-то пугает более всего. Просто потому что не знаешь, что это и что с этим делать.
Мы часто забываем школьный курс биологии. Особенно ту его часть, где речь идет об эндокринной системе. И пытаемся воспитывать себя и своих детей, не обращая внимания на законы природы. Эдакие мичуринцы-любители, готовые скрестить хлопок и василек для получения ослепительно синего хлопкового волокна. Результаты печальны. Вот так и подрастающим ребятишкам предлагаем "не думать о всяких глупостях, а учиться". Ну и каким образом можно "не думать" о гормональных процессах, происходящих в твоем организме? Много ли на свете людей, свободно контролирующих биохимические реакции в теле? А вы вообще пробовали когда-нибудь просто так, по собственному желанию, изменить формулу крови? Вот то-то. А от детей мы требуем именно этого. "Прекрати забивать голову всякой ерундой"…
Самое забавное, что с опытом прожитых лет большинство из нас теперь уже убедилось в том, что именно эта "всякая ерунда" - и есть самое главное. Это наша способность любить и быть любимым (и неизвестно, что дается нам легче), способность понимать и готовность помочь, равно, как и редкое умение не мешать… Эта так называемая "личная жизнь", "простое человеческое счастье" - то, что, собственно, и делает нас людьми. Ибо, несмотря ни на что, даже самые социально активные, в конечном счете, остаются наедине с самими собой и собственным человеческим предназначением. И как больно на исходе жизни осознать, что был всего лишь промежуточным звеном для создания новой модели экскаватора. А что-то главное прошло мимо… Потому, что не было времени на "пустяки". Эх, если бы кто-нибудь вовремя подсказал…
Но именно в самый сложный период отрочества - время осознания собственной половой принадлежности и всего с этим связанного - рядом с подростком, как правило, никого не оказывается. И речь не о детях из так называемых "неблагополучных семей", воспитанием которых издавна занимается улица. Нет, одинокими оказываются вполне нормальные, благополучные детишки. Вот ведь странно: любящие родители, мудрые учителя, верные друзья - все по-прежнему рядом. А человек - одинок. Просто потому, что именно самые близкие в этот момент оказываются самыми далекими. Весь мир изменился, а они остались прежними. Они не понимают, что их Петя, Вася, Катя - это уже совершенно другой человек. Они пытаются успокоить, дают множество советов, порой читают нотации и советуют брать пример с кого-нибудь еще.
Но все, что нужно, это просто возможность быть собой - таким, какой есть. Со всеми вновь возникшими желаниями и чувствами.
И пусть кто-нибудь скажет, что я нормальный!
Разумеется, проще всего предложить подросткам обратиться за консультацией к психологу. Но связанные с этим проблемы вполне очевидны. Во-первых, попробуйте его найти, квалифицированного бесплатного специалиста, который консультирует "совершенно нормальных беспроблемных детей". Во-вторых, с учетом российских культурных традиций попробуйте убедить ребенка, да и себя, в том, что визит к психологу не сродни посещению психоневрологического диспансера. Тут и так-то подозреваешь себя во множестве порочных наклонностей и боишься каждого нового ощущения в теле, а еще и "беседа со специалистом"…
Но должен же быть какой-то выход?!
…Их было человек двадцать - долговязых, нескладных, шумных. Восьмой класс. Гимназический, гуманитарный. Мы долго шли навстречу друг другу - и вот, наконец, заговорили о сокровенном. И стало ясно - им просто нужно узнать о том, что процесс взросления, и физического в том числе, действительно сопровождается развитием сексуальности. Так было всегда и, к счастью, будет. Люди испокон веку это понимали и всегда помогали молодым осознать собственную природу. Во всех культурах существовали обряды инициации, ритуалы перехода из состояния детского в иной статус. И никто не испытывал угрызений совести по поводу появления сексуального желания - напротив, им гордились, как признаком взросления. По такому поводу в семье устраивали празднество.
И если уж мы не можем предложить детям подобного рода праздника, так давайте хотя бы расскажем, что такое вообще возможно. И совершенно нормально.
Вот так и появился спецкурс "История древних цивилизаций". И оказалось, что взаимоотношения полов фактически определяют основную линию развития общества, что идея сексуальности буквально пронизывает верования древних, вплоть до сексуального контакта человека с божеством, как в Шумере. И, что самое удивительное, дети воспринимают эту идею абсолютно естественно, не видя в ней ничего "непристойного". А как иначе - ведь это любовь. А любовь невозможно разделить на духовную, плотскую, естественную и неестественную - она всегда просто Любовь. И если не говорить о ней, как о чем-то постыдном, необходимом для продолжения рода, но страшно неприличном, то и не возникает желания позубоскалить на "запретную" тему.
Как интересно получилось с понятием "прелюбодеяние". Они сами, четырнадцатилетние, определили, что "прелюбодея-ние" суть "изображение, искажение любви". В обсуждении того, а что же есть сама любовь, выяснили, что любящий заботится, прежде всего, о счастье любимого, а не своем. И даже если любимый человек счастлив с другим, то любящий всем сердцем принимает это. И после паузы кто-то: "Но ведь это так тяжело". И в ответ из другого угла класса: "А кто сказал, что любить - это легко?" И долгое-долгое молчание. Прошло четыре года, а они до сих пор помнят этот урок.
Впрочем, не возникало сложностей и с освоением основных понятий даосизма, с проблемой достижения бессмертия. Дети гораздо быстрее, чем взрослые, понимают, что ничто не может сравниться с силой сексуального желания, порождающего саму жизнь. И тот, кто сумеет овладеть энергией семени, сможет достичь истинных высот в творчестве любого рода, ибо будет обладать поистине безграничным запасом сил. Нам, уже отравленным ядом так называемой цивилизации, это кажется чем-то неестественным, надуманным. Ну, как же - высоты творчества, и вдруг - сексуальная энергия. А вот парнишка пятнадцати лет довольно спокойно рассуждает, говоря, что "это же на уровне здравого смысла". А и вправду - здравого. То есть - здорового, не искаженного болезненными, неизвестно кем придуманными представлениями.
Оказывается, если не мешать человеку развиваться в границах естественной человеческой природы, он приходит ровно к тантрическому пониманию сексуальности, отношений между мужчиной и женщиной, проблемы продолжения рода. И, влюбившись, подросток, осознающий естественность (а, значит, божественность) собственных ощущений и желаний, стремится не к достижению голого физиологического удовольствия, а ищет и ждет чего-то гораздо более важного.
Изучение мистической традиции в рамках школьного спецкурса довольно быстро приводит к тому, что ребята осознают взаимосвязанность биологической и духовной сущности человека. Любая мистерия начинается с аскезы разного рода, за которой следуют вполне физические, даже, пожалуй, физиологические действия. Но это является необходимой частью ритуала преображения, трансформации низших энергий, в результате которой человек обретает возможность контакта с духовной составляющей самого себя. То есть, не отрицание, не проклятие биологической природы, а взаимодействие с ней, осознание ее необходимости. Отсюда уже полшага до понимания сексуального акта, как ритуала воссоединения божественных мужского и женского начал.
Практически все культуры древности - это культуры земледельческие. Плодородие, рождение, возрождение - все эти понятия неотделимы от культа женского начала. Исследование религиозных традиций позволяет понять взгляд древних на роль женщины в мире - прародительницы, вместилища жизни, Божественной Матери и провести печальную параллель с отношением к женщине в нашем, "цивилизованном", обществе.
Вот только не стоит, говоря обо всем этом, прибегать к иносказаниям, разного рода эвфемизмам. Довольно глупо прозвучит во время подобного разговора что-то вроде "эта штучка, ну вы понимаете…" или " в общем, не будем вдаваться в подробности, и так понятно". Вот как раз к подробностям-то и надо обращаться. Иначе результат получится прямо противоположный - не освобождение от страхов и комплексов, а лишь укрепление их.
Не скрою, довольно трудно в первый раз обсуждать с детьми подробности тантрической Майтхуны. Но, если вы сами осознаете или хотя бы просто знаете, что именно происходит во время этой церемонии, да даже если вы просто не считаете занятия любовью преступлением, то все оказывается очень просто и понятно. И очень просто и спокойно мальчишки и девчонки вслед за вами - а чаще даже раньше, чем вы - говорят о том, что сексуальный акт между мужчиной и женщиной является высшим проявлением и выражением Любви. И, пожалуй, единственным спасением от извечной дуальности, разделенности мира, единственным реальным способом постижения смысла бытия.
А потом они начинают влюбляться. Всерьез, по-взрослому. И приходят с вопросами. И вовсе не о том, как бы это так "изловчиться, чтобы подружка не залетела". Первая из обратившихся за помощью пар была озабочена несколько неожиданной для подростков проблемой: они случайно перешагнули ту границу, за которой взаимные ласки перестают быть невинными. И юноша шестнадцати лет страшно переживал, что подруга не испытает истинного наслаждения, а значит, не сумеет осознать собственную женскую природу и природу истинной Любви. Он просил помощи, терзаемый чувством ответственности. К своим шестнадцати он понимал, что истинная гармония в отношениях возможна лишь тогда, когда в первую очередь думаешь о любимом, а не о собственном удовольствии. Они вообще стремились не к удовольствию, а к взаимодействию энергий, к единению в первую очередь духовному. А вслед за этими ребятами пришли другие, а потом еще одни…
Они уже выросли, кое-кто успел пожениться, но все прекрасно понимают, по сей последний день, что в постели мужчина и женщина вместе обретают свое истинное, божественное начало, сливаясь в единое универсальное "мы".
Естественным образом с течением времени возникает и решается столь болезненная для многих взрослых пар проблема контроля семяизвержения. Существуют замечательные видеофильмы о даосских техниках развития сексуальности. И уж кому совершенно необходима эта информация, так это подросткам. Изучая китайские философские системы, ребята добрались и до этой "святая святых". В результате они научились не только справляться с приступами подростковой гиперсексуальности, но и использовать сбереженную таким образом энергию. Мальчишки говорят, что трансформация сексуальной энергии позволяет творить чудеса на контрольных работах - любые задачи решаются в два счета. А какие стихи они пишут… И никаких доказательств общности природы сексуальности и духовности в человеке этим ребятам не надо - они это не просто знают, они с этим "работают".
Но параллельно мы занимались йогой. И не только "для здоровья". Хотя в условиях современной школы, когда дети вынуждены просиживать за столом по восемь-девять часов в сутки, это тоже немаловажно. Но ребята уже после первых занятий почувствовали, что в теле есть что-то еще, кроме мышц и костей. И вновь очень трудно удержаться и не начать растолковывать теоретические основы практики йоги. Достаточно просто позволить всему развиваться естественным путем. И без всяких объяснений, просто внимательно относясь к собственному телу, дети обнаруживают в нем энергетические каналы, довольно быстро осваивая техники перемещения энергии. Главное - не мешать. И нет нужды преодолевать разного рода интеллектуальные барьеры, напускать эзотерического туману и глубокомысленно воздевать палец к потолку. То, что для нас долгое время казалось если не шарлатанством, то уж точно волшебством, для них - абсолютно естественная вещь, часть реальности. С того момента, как в первый раз, выполняя Уттхита-паршваконасану, одна из девочек удивленно воскликнула "ой, что это в середине ладони?". Для нее существование тонкого в теле и окружающем мире перестало быть тайной.
Во множестве руководств для занятий йогой с детьми говорится, что ни в коем случае не следует вовлекать детей в изучение эзотерических элементов йоги. Это якобы входит в противоречие с природой детского сознания. Не знаю, возможно, мне попадались какие-то другие дети, но для них именно эзотерическая сторона практики открывалась одной из первых. Может быть, они просто не знали, что им это пока рано понимать…
В любом случае, практика йоги помогла ребятам научиться слушать собственное тело, доверять ему и принимать его. Научиться любить тело, как важную часть себя. Не презирать, не бояться его, а любить, как вместилище души. Как нечто, необходимое для достижения высот духа - так музыкант относится к ценному инструменту.
Прошло уже несколько лет, и если вообще возможно говорить об итогах в данном случае - то, пожалуй, некоторые можно подвести.
Живет на свете пара десятков молодых людей, с юных лет узнавших, что люди приходят в этот мир ради Любви. Что истинная Любовь воплощена в реальном. Что каждый из нас несет в себе Божественное начало, и оно неотделимо от начала Человеческого. И невозможно разделить эти составляющие нашей природы. Дух дышит повсюду, а мы лишь празднуем Жизнь, сливаясь в акте Божественной Любви друг с другом, с миром и природой, с высшим началом в нас, и ныне, и присно, и во веки веков…
Обсудить статью на форуме >>
|