|
Статьи
АРХЕТИПЫ ПРАНЫ И КАРТОГРАФИЯ ТОНКОГО ТЕЛА В ТАНТРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ (Архетипы жизненной энергии)
Файдыш Е.
Одним из важнейших понятий йоги, мистицизма, магии и целительства является жизненная сила (прана, ци). Это то самое главное действующее начало, без которого любой обряд и ритуал превращаются в бессмысленный спектакль (1). То самое горючее, без которого наше тело и наша психика перестают нормально функционировать и обречены на быструю деградацию. Представления о природе жизненной энергии, ее свойствах, системах нашего организма, связанных с ее переработкой и распределением, лежали в основе мистической практики древней Индии, Китая, Тибета, Египта. Были созданы совершеннейшие системы психоэнергетических упражнений, направленные как на активизацию сверхспособностей нашего организма, боевые практики, так и на оздоровление, лечение. Были разработаны разнообразные приборы и приспособления для концентрации, фокусирования и аккумуляции жизненной энергии. Вспомним магические жезлы, кинжалы, зеркала, короны и те же египетские, мексиканские пирамиды.
Одной из вечных проблем является природа и расположений источников праны, мест, откуда она поступает в наш мир. Хотим мы того или нет, но упорядоченность нашего окружения убывает, неумолимый закон нарастания энтропии все сильнее дает о себе знать на нашей планете. Проявления нарастающего хаоса мы видим повсюду. И в приближающейся экологической катастрофе и в засорении информационного пространства.
Понятно, что окружающая среда в наши дни вряд ли может рассматриваться как серьёзный источник жизненной энергии. В то же время во время погружения в медитативные состояния, при проведении серьезных тантрических практик и в других разновидностях измененных состояний сознания (ИСС), практикующие очень часто испытывают необычайный прилив сил. Это дает серьезные основания говорить о возможности получения жизненной энергии из других измерений пространства.
Интересно, что к похожим выводам приходит и современная физика, считающая возможным поступления источником негаэнтропии черные дыры, связывающие нашу вселенную с другими измерениями пространства. Именно они предотвращают тепловую смерть нашего мира, следующую из второго начала термодинамики.
Однако до последнего времени представление о жизненной силе лежало за пределами научного знания, казалось анахронизмом и предрассудком. Только последние открытия современной физики и биологии, дальнейшее развитие научной парадигмы позволили, наконец, понять реальность древнего представления о жизненной энергии. Чтобы яснее понять, что же это такое, рассмотрим сначала, что вкладывалось в древности в понятие жизненной энергии.
Жизненная энергия
Рассмотрим, что происходит при недостатке и избытке жизненной энергии, чем она отличается от обычных видов энергии (физической, химической и т.д.). Как любой психофизический фактор, жизненная энергия может проявляться на нескольких планах нашей реальности:
1. На физическом уровне недостаток жизненной энергии приводит к резкому снижению тонуса, ослаблению иммунной системы, уменьшению запаса прочности нашего организма.
Как следствие, начинают отказывать наиболее слабые звенья нашего организма. Те органы или системы, которые у данного человека находились на грани нормы и патологии. У кого-то это может быть печень, у кого-то почки, у кого-то сердце и т.д. Естественно, что в подобной ситуации человек становится легкой добычей различных инфекций.
В целом симптомы недостатка жизненной энергии очень напоминают синдром хронической усталости, изменения, возникающие при хроническом стрессе на фазе истощения.
И наоборот, человек с высоким уровнем жизненной энергии обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью, демонстрирует чудеса адаптивности. Он может выдерживать большие дозы радиации, не заболевает, находясь в очагах эпидемий, может работать по много часов, обходясь минимумом сна.
При этом уровень жизненной энергии никак напрямую не связан с поступлением физико-химической энергии в наш организм. Один и тот же человек может демонстрировать весь спектр симптомов падения жизненной энергии, прекрасно питаясь и находясь в комфортных условиях. И наоборот, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, резко повысить свой жизненный потенциал.
Ну и, конечно, чудеса адаптации демонстрируют люди, овладевшие специальными психоэнергетическими техниками Индии, Тибета и Китая. Концентрируя жизненную энергию, они могут переносить нечеловеческую жару и холод, длительное время обходиться без пищи, не теряя тонуса и работоспособности, и т.д. Передавая жизненную энергию другим людям, они могут излечивать тяжелейшие заболевания, буквально вытаскивать человека с того света. Важно подчеркнуть, что такое биоэнергетическое лечение носит неспецифический характер, одновременно активизирует весь организм человека, повышает эффективность всех его систем и органов.
2. На уровне психики недостаток жизненной энергии проявляется в повышенной утомляемости, сонливости, расстройстве координации движений, снижении скорости реакций, мышечного тонуса. Уменьшается объем активного внимания, ухудшается кратковременная и долговременная память. Падает интеллектуальный потенциал, творческие способности. Возникает склонность к зацикливанию (синдром «Лошадиной фамилии»). Человек становится заторможенным, малоподвижным, плохо соображающим.
При избытке жизненной энергии все меняется в противоположную сторону. Человек становится очень активным, начинает быстро соображать, его двигательная активность становится хорошо координированной и т.д. Мастера восточных психоэнергетических традиций демонстрируют чудеса быстроты и скоординированности движений, способность к мгновенному принятию решения, громадную и эффективно работающую память. Вспомним китайские и тибетские школы боевых единоборств, способность индийских и тибетских монахов запоминать наизусть сотни огромных томов священных текстов. И все эти сверхспособности базируются на умении концентрировать и правильно направлять жизненную энергию, для чего в древности создавались специальные, очень сложные системы упражнений и тренингов.
3. Очень важным фактором является тесная связь жизненной энергии и хода субъективного времени. При избытке жизненной энергии ход внутреннего времени как бы ускоряется: за один и тот же временной интервал (час, день и т.д.) человек успевает сделать намного больше, чем обычно. И наоборот, недостаток жизненной энергии затормаживает внутреннее время. Проходит день, а вы ничего не сделали, время куда-то провалилось.
На Тибете существуют специальные психотехники для ускорения внутреннего времени. С их помощью воины настолько ускоряют собственное внутреннее время, что окружающий мир застывает, как при замедленных съемках.
4. И, наконец, жизненная энергия оказывается связанной не только с нашим телом и психикой, но и с внешними ситуациями, т.е. ситуациями, имеющими для нас значение, но напрямую не связанными с нашим поведением. Такими как, скажем, выигрыш в лотерею, неожиданная встреча, случайное совпадение и т.д. Если мы обладаем избытком жизненной энергии, то все ситуации складываются в благоприятном для нас направлении, нам везет, наступает полоса удач. И наоборот, недостаток энергии приводит к полосе невезения, негативным для нас совпадениям, вносящим хаос и разлад в нашу жизнь.
Это хорошо иллюстрирует универсальный, космический характер жизненной энергии. Именно так воспринималась она в эзотерических учениях древности - как самостоятельный фактор нашей вселенной, фактор, противодействующий нарастанию хаоса, гармонизирующий и порождающий все разнообразие окружающего нас мира. Важно подчеркнуть, что по представлениям древних жизненная энергия проявляется не только в живых организмах, но и в неживой материи, пронизывая все объекты вокруг нас.
Если попробовать найти общее во всех проявлениях избытка и недостатка жизненной энергии, о которых мы говорили, то нетрудно увидеть следующее. Недостаток жизненной энергии характеризует нарастание хаоса, рассогласование, разбаланс во всех частях сложной системы, будь это наше тело, психика, ситуация или неживой объект. И соответственно избыток жизненной энергии вызывает рост упорядоченности, согласованности и гармонии. Об этом же говорят и древние тексты Индии и Китая.
Таким образом, первое свойство жизненной энергии связано с ее антихаотическим, антиэнтропийным действием. Она довольно близка понятию негаэнтропии (антиэнтропии), введенному в современную физику Л. Бриллюэном (2). У нашего соотечественника астрофизика Н. Козырева в качестве аналога жизненной энергии выступал фактор времени, непосредственно связанный с хаосом и упорядоченностью (3). Как показали открытия, сделанные в последние десятилетия в физике, химии и биофизике, особенно чувствительны к нарастанию хаоса так называемые неравновесные системы, к которым относятся и все живые организмы. Становится понятным, почему в их существовании столь большую роль играет жизненная энергия. Именно ее постоянное поступление является гарантией противодействия нарастанию хаоса. В противном случае рост хаоса приведет к быстрому саморазрушению и гибели живого организма.
Второе свойство связано с законом сохранения, иными словами, жизненная энергия рассматривается как фактор, который расходуется и может перемещаться из одного места в другое, так же как и физическая энергия. Скажем, если вы совершили некоторую психическую работу, то ваш запас жизненной энергии уменьшился. Если вы ее забрали у кого-либо, то его запас жизненной энергии стал меньше, а ваш больше. Это свойство присуще далеко не всем факторам нашего мира. Например, если вы прочитали интересную книгу, то получили новую информацию, однако от этого информация в книге не уменьшилась. И следующие читатели могут получить не меньше информации, чем вы.
Исходя из закона сохранения, казалось бы, оптимальной является стратегия экономии, сохранения и накопления жизненной энергии, своеобразный вампиризм. Однако это не так. Бывает, что умственные траты приводят не к истощению запасов энергии, а к ее активизации (вспомним второе дыхание). Тут нет парадокса, наш организм - это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром, и в определенных состояниях все траты с избытком компенсируются притоком новых порций жизненной энергии из окружающего пространства. Именно выход в такие состояния, а не накопление, запасание жизненной энергии и является целью продвинутых психоэнергетических практик Индии, Китая и Тибета.
Из закона сохранения вытекает и еще одно важное следствие. Если упорядоченность неживого объекта или организма падает, т.е. происходит нарастание хаоса, то жизненная энергия при этом излучается и наоборот. Например, при горении помимо тепла должна излучаться и жизненная энергия. В Китае это свойство было известно еще в глубокой древности и использовалось в знаменитых полынных сигарах, применявшихся в акупунктуре и целительстве. С этой точки зрения полынная сигара является одним из первых генераторов жизненной энергии. Естественно, что пламя костра также дает выброс жизненной энергии, чем выгодно отличается от электрокамина или батареи отопления, дающей, в основном, тепло. Общий принцип очень прост: чем сильнее разница между исходной упорядоченностью топлива и ее уменьшением к моменту сгорания, тем дольше выброс жизненной энергии. Скажем, у древесины эта разница больше, чем у бензина или у горючего газа, отсюда и гораздо более длительный выход жизненной энергии при меньшей теплотворной способности. Поэтому и пища, приготовленная на костре, намного вкуснее, чем при использовании газовой плиты.
Аналогичная идея используется и в некоторых современных психотронных генераторах, например, в изготовленных на основе лазера. При генерации светового луча в рабочем теле лазера (газе или кристалле) происходит резкое изменение его энтропии (меры хаоса). Поэтому кроме когерентного света излучается и негаэнтропия (жизненная энергия). Путем несложной переделки серийного лазера ее выход можно повысить во много раз и использовать такой прибор для целей биоэнергетики.
Третье свойство жизненной энергии связано с ее динамическим характером, невозможностью длительное время сохраняться в законсервированном виде. В этом отношении она похожа на световые лучи, которые существуют только в движении. Так же как невозможно набрать свет в пузырек и сохранить там, закрыв пробкой, нельзя надолго сохранить, законсервировать жизненную энергию. Будучи зафиксированной в замкнутом объеме, она быстро теряет свои положительные свойства, так же, как непроточная вода в пруду зацветает и становится непригодной для питья. Именно потому в древних системах психоэнергетики никогда не стремились запасать жизненную энергию впрок, а ориентировались на обеспечение ее постоянного притока.
И, наконец, четвертое свойство жизненной энергии связано с ее способностью нести информацию. В этом отношении она похожа на ту же электромагнитную энергию, которая, будучи промодулирована, становится способной переносить звук и изображение в радиоволнах. В первую очередь жизненная энергия несет информацию о своем предыдущем хозяине, который ее излучает. Например, при горении излучаемая жизненная энергия несет информацию, связанную с топливом, его свойствами, структурой. При извлечении из пищи она промодулирована информацией о том, кого мы съели, о его предыдущей жизни и смерти.
В этом отношении жизненная энергия, извлекаемая из мяса, несет много негативной информации, связанной как с привычками своего хозяина, так и со страданием, страхом в момент смерти. Именно поэтому древние народы очень большое значение придавали ритуалу забивания животных, идущих в пищу, проводили специальные обряды, стремясь задобрить, умилостивить духов убитых животных. С глубокой древности существует поверье, что, съев, например, сердце тигра, можно унаследовать его храбрость и т.д.
Модуляция
Одной из важнейших областей древней магии являлось искусство модулировать, кодировать жизненную энергию. Существовал специальный язык, позволявший описывать весь спектр свойств, придаваемых жизненной энергии с помощью модуляции. Обычно для этого использовались образы первоэлементов - основных тонких субстанций, из которых, по представлениям древних, состоит вселенная. В шаманизме и европейской магии обычно использовалась система четырех первоэлементов (земля, вода, огонь и воздух). В Китае - пяти (добавлялся еще элемент дерево, а воздух часто символизировался металлом). В Индии последние два первоэлемента были известны под другими названиями: дереву соответствовал воздух, а Китайскому воздуху (металлу) – эфир или Акаша. При этом суть архетипической символики не менялась. Иногда индусы добавляли еще и шестой первоэлемент - глину. Известна и индийская система из двенадцати первоэлементов.
Естественно, образ первоэлемента нельзя понимать буквально - это определенный набор свойств, характерных для соответствующего химического вещества. Когда говорят, например, что жизненная энергия имеет свойства огня, это означает, что она воспринимается как жар, распирание, давление и т.д. Самое главное, что система первоэлементов позволяет классифицировать все возможные разновидности свойств жизненной энергии и описывать их взаимосвязь (взаимное усиление или антагонизм). Владея этой системой, можно очень точно выбирать, как следует промодулировать, закодировать жизненную энергию, чтобы получить нужный результат при том же лечебном воздействии.
Для модуляции жизненной энергии с глубокой древности используются самые различные приборы и приспособления. В самом простом случае, когда энергия излучается руками человека, модуляция происходит за счет визуализации определенных образов. В простейшем случае - одного из пяти первоэлементов в сочетании с образом цели, конечного результата воздействия. Еще эффективнее использование архетипических знаков, мандал и мантр. Например букв Санскрита. При этом архетипический знак рисуется лучом жизненной энергии одновременно с повторением соответствующей мантры. В другом варианте поток излучаемой жизненной энергии проходит через нарисованное изображение архетипического знака, наложенное на место воздействия.
Модуляция энергий первоэлемента может происходить и с помощью специальных резонаторов (объемных геометрических фигур, кристаллов). Для придания энергии целебных свойств могут использоваться модулирующие кассеты с лекарственными веществами, травами, гомеопатическими препаратами.
Естественно, жизненная энергия может излучаться не только руками, но и специальными генераторами, в простейшем случае - полынной сигарой. Для ее концентрации могут использоваться специальные фокусирующие системы, превращающие рассеянное излучение в тонкий луч и тем самым резко повышающие эффективность воздействия. Это похоже на фокусировку света лампочки карманного фонаря с помощью линзы или рефлектора.
Аналогия с жидкостью
При работе с жизненной энергией удобно использовать аналогию с жидкостью. С этой точки зрения наше тело или любую его часть можно уподобить сосуду, а объем жидкости (v) в нем будет аналогом количества жизненной энергии (заряду праны q).
В одном и том же объеме жидкости мы можем иметь разное давление p. Аналогичной характеристикой жизненной энергии является ее концентрация k в той или иной точке пространства или части нашего тела. Именно способность фокусировать жизненную энергию, доводить уровень ее концентрации до очень высоких значений и является ключом к пробуждению сверхспособностей в эзотерических психотехниках Востока. Дело в том, что при достижении неких критических значений концентрации праны, качественно меняется сам характер взаимодействия человека и окружающего мира, а при преодолении следующего, более высокого, барьера может произойти искривление пространства - времени и даже изменение его законов. Естественно такой уровень концентрации жизненной энергии доступен только мастерам высочайшего класса.
Процесс концентрации праны можно сравнить с достижением критической массы в атомной бомбе, когда при превышении некоторого критического значения массы начинается лавинообразная цепная реакция и практически мгновенно выделяется гигантское количество энергии. Т.е. критическая масса является тем барьером, за которым происходит качественное изменение энергетики системы.
Аналогично достижение критического значения концентрации жизненной энергии определяет переход нашей психики и организма в качественно иной энергетический режим. Если до этого наш организм функционировал как закрытая консервативная система, расходующая ограниченные ресурсы жизненной энергии и нуждающаяся в постоянном пополнении ее запасов, то при достижении критического барьера мы переходим в открытый неравновесный (диссипативный) режим (4,5). И в результате оказываемся подключенными к практически неисчерпаемому источнику жизненной энергии, разлитой в окружающем пространстве. Это похоже на возникновение “второго дыхания” у спортсменов.
Однако для перехода в такой открытый режим необходим некий стартовый запас жизненной энергии, при концентрации которой запускается процесс трансформации. Это похоже на разжигание огня. Чтобы загорелись дрова, необходимо сначала зажечь растопку, от которой уже занимается большой огонь. Однако, если нет этого стартового горючего (спичек, щепочек, сухого спирта), дрова так и останутся лежать холодными, не давая тепла.
Другой крайностью является использование растопки в качестве топлива. В этом качестве она совершенно бесполезна - слишком мал запас энергии. Представьте себе, что вы, не умея разжечь костер, пытаетесь согреться от коробка спичек. К сожалению, большинство из нас именно таким странным образом использует тот небольшой запас жизненной энергии, который имеется в нашем организме.
И в тоже время вокруг нас гигантские, поистине неисчерпаемые потоки праны. Именно поэтому искусство концентрации жизненной энергии, открывающее наш организм этим океанам энергии, позволяющее пробудить глубинные резервы нашего тела и духа, является основой всех эзотерических традиций древности.
Рассмотрим, как происходит такая концентрация, используя гидравлическую аналогию. В обычном расслабленном состоянии уровень концентрации праны (давления жидкости) должен быть минимален. Гидравлическим аналогом является жидкость, разлитая по большой поверхности в плоском резервуаре (давление p близко к нулю). В противном случае тот небольшой запас жизненной энергии, который имеется в нашем организме, очень быстро истощится и станет недостаточен для перехода через критическую точку. Правда, такое глубокое расслабление требует специальной подготовки. Обычный человек никогда не бывает полностью расслаблен (p >>0), и прана все время “сочится” из него, как вода из дырявого водопровода. Отсюда постоянный дефицит жизненной энергии, хронический стресс и невозможность разорвать этот порочный круг (невозможно накопить минимальный запас “стартового горючего”).
И наоборот, при переходе в активный режим концентрация праны должна очень быстро достигать огромных значений. В случае жидкости это узкий вертикальный сосуд, где на дне может развиваться громадное давление. Важнейшим условием этого является “герметичность” систем тонкого тела, т.е. их способность выдерживать очень высокие давления. Именно такая «герметичность» достигается долгими годами тренировок в кундалини-йоге, в восточных боевых искусствах и других эзотерических системах. Она включает специальные упражнения для чакр и системы нади (акупунктурных каналов).
Другим важным следствием гидравлической аналогии, т.е. уподобления жизненной энергии жидкости, является тенденция к перетеканию из мест с более высокой концентрацией k (в случае жидкости - давлением p) туда, где концентрация ниже. Такой закон сообщающихся сосудов (стремление к выравниванию уровней жидкости в сообщающихся сосудах) позволяет хорошо описывать динамику обмена жизненной энергией между организмами и организма с окружающей средой.
Естественно, этой аналогией можно пользоваться только при установившихся уровнях жизненной энергии. В неравновесных, неустойчивых системах действуют более сложные закономерности, описываемые неравновесной термодинамикой и синергетикой. Именно они позволяют понять многие эффекты, возникающие при продвинутых техниках работы с жизненной энергией (индийская и тибетская Тантра, китайский даосизм и цигун).
Чакры и каналы
Противодействие нарастанию хаоса, поддержание высокой упорядоченности является одним из важнейших условий выживания и нормального функционирования нашего организма и психики. Поэтому понятно, сколь важным является обеспечение постоянного притока и нормальной циркуляции жизненной энергии. Именно для этого в нашем организме существует специальная система, то, что в древности называлось тонким телом, система акупунктурных каналов и чакр. При этом чакры являются своеобразными органами, собирающими, трансформирующими и перераспределяющими жизненную энергию по нашему телу. А акупунктурные каналы служат сосудами, по которым она попадает в каждую часть, каждый орган нашего тела.
Согласно индийской традиции, в тонком теле человека существует 72000 каналов, называемых нади, пронизывающих все его уголки и соединяющихся с чакрами (6). Переплетаясь, множество нади и образуют тонкое тело. Из огромного множества нади выделяют 24 особенно важных. Десяти из них придается специальное значение. Они берут свое начало в корневой чакре муладхаре и оканчиваются в определенных областях нашего тела. Канал (нади) ИДА заканчивается в левой ноздре, ПИНГАЛА - в правой, СУШУМНА в высшей точке головы (брахма рандра). Канал ГАНДХАРИ заканчивается в левом глазу, ХАСТЬЯХВА в правом, ПУША в правом ухе, ЙАШАСВИНИ в левом, АЛАМБУША во рту, КУХУ в гениталиях и ШАНКХИНИ в анусе.
Будучи третьей регуляторной системой (наряду с нервной и гуморальной), чакры и каналы не являются вещественными образованиями, состоящими из молекул, как обычные органы нашего тела. Они образованы невидимыми полями, имеющими вихревую природу. Даже само слово чакра в переводе с санскрита означает колесо, вращение, а по форме она напоминает воронку смерча, конус, расположенный в горизонтальной плоскости. Причем его основание лежит на передней поверхности тела, а вершина - на позвоночнике, точнее, на центральном канале Сушумна, проходящем примерно по центру позвоночника. Кроме Сушумны выделяются еще два основных канала: левый - Ида и правый - Пингала, образующие петли в четырех областях Сушумны. Эти петли перекрывают центральный канал, делая его похожим на трубку бамбука. Поэтому жизненная энергия или прана, как ее называют в Индии, у обычного человека циркулирует только по Иде и Пингале, не давая проявиться всему потенциалу нашей психоэнергетики. Развязывание этих узлов и открытие центрального канала является целью многих эзотерических школ Индии и Тибета. Однако достижение этой цели требует десятилетий строжайшей монашеской практики.
Возможно, именно структуры тонкого тела и являются тем каналом, через который прана поступает к нам из иных измерений пространства. При этом наиболее вероятными зонами расположения многомерных порталов являются падмы чакр (вершины конусовидных чакровых вихрей, расположенных в области позвоночника), чакральные лепестки. Огромный приток праны возникает при открытии порталов или, хотя бы, увеличение их «прозрачности».
Одним из механизмов такого увеличения «прозрачности» порталов является «вспенивание» фрактальных (дробных) размерностей пространства-времени (7,8). Такой эффект максимален в момент самадхи и тантрического экстаза. У «домохозяев» или, говоря современным языком, обывателей - оргазма по любви (активны чакры Анахата и Свадхистана). При удовлетворении похоти происходит только взаимный отсос (5,9). В этом случае работает только Свадхистана, возможно, частично Манипура.
Важно подчеркнуть что при занятиях йогой и тантрических практиках открытие дополнительных измерений пространства-времени, как дробных так и целочисленных, может происходить только на уровне микроскопических размеров. На макро уровне они сворачиваются и мы наблюдаем только привычное 4-х мерное пространство время.
Лишь только высшие адепты йоги и святые могут проявлять макро эффекты «вспенивания» пространства-времени.(1,6). Именно с этим, повидимому, связаны разнообразные сидхи (паронормальные возможности), наблюдавшиеся в древности (10).
Заключение
Таким образом, использование метафор из современной физики и математике при изучении феноменологии архетипов жизненной энергии и тонкого тела позволяет по-новому осмыслить многие древние концепции и практические методики йоги и цигун. При этом открываются интересные перспективы дальнейшего развития традиционных систем йоги и тантры с использованием новейших электронных и виртуальных технологий, виртуальной реальности.
В частности, представления об открытия пранических порталов в многомерную реальность, фрактальном «вспенивании» дополнительных измерений пространства-времени позволяет по-новому взглянуть на функциональные свойства асан и пранаям, существенно повысить их эффективность, открыть качественно новые возможности.
http://www.shalagram.ru/
http://geomancy.shalagram.ru/
Литература
Классическая йога. - Наука, М., 1992.
Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация
Козырев Н.А. Избранные труды. - ЛГУ, Ленинград, 1991.
Пригожин И. От существующего к возникающему. - Наука, М., 1985.
Файдыш Е.А. Мистический космос (пеработанное и дополненное переиздание), Международный институт ноосферы, М., 2002, 543 стр.
Goswami S.S. Layayoga.-Routledge Ltd, L., 1980.
Файдыш Е.А Путеводитель по местам силы и параллельным пространствам.- М., «Парад», 2004, 350 стр.
Шустер Г. Детерминированный хаос. - Мир, М., 1988
Файдыш Е.А. Путеводитель по кармическим архетипам. Картография миров трансформации.- Информационно-издательский центр «СОЮЗ», Тверь, 2007, 336с.
Sivapriyananda Swami. Secret Power of Tantrik Breathing.-Abhinav pub.,Delhi, 1996.
Обсудить статью на форуме >>
|