на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

  Статьи

Время Хатха йоги

(Статья из журнала «Йога», N 2, 2003 г., стр. 9 -11 под псевдонимом Майкл)

Кто виноват и что делать

Одни считают, что человек возвысился над животным миром благодаря интеллекту. Другие говорят, что язык сделал человека человеком. Третьи уверяют, что благодаря неумеренному либидо человек захватил этот мир.
Есть еще одно мнение. Человек занял главенствующее положение на этой планете, потому что научился эффективно накапливать и передавать свой опыт. Бесконечный мир описывается с помощью набора конечных понятий и слов, или намы и рупы. В результате, мы получаем множество ограниченных приближений к реальному положению вещей. Эта приближения, как и все ограниченное, могут помочь объяснить мир вокруг нас, но могут и противоречить объективной реальности. Тогда мы оказываемся слабыми и беззащитными перед лицом тайны. Вот здесь и возникает йога, как процесс растворения, лайя, или движение вспять к нераздельному состоянию единства с окружающим миром. В результате мы имеем двунаправленный процесс, с одной стороны мы познаем мир через понятия и слова и растождествляемся с ним, с другой — йожимся и объединяемся. Для меня йога возникает в жизни, прежде всего как процесс познания мира.

Йога

Йога — это одна из бесконечного количества возможных систем, которая разбирается во взаимоотношениях наблюдателя и окружающего его мира. Из такого общего определения можно понять, что йоги были всегда. Как только появился наблюдатель мира, сразу появились и взаимоотношения наблюдателя с этим миром.
Йога прошла много ступеней в своей эволюции. Для простоты опустим тяжелые времена человеческих жертвоприношений, шаманизма и использования наркотиков. Начнем с древнего философа Патанжали. Пару тысяч лет назад он написал, что йога — это устранение флуктуации ума. Через это устранение Патанжали завещал нам познавать мир. Флуктуации ума устраняются в зависимости от силы устремленности через свертывание деятельности сознания. Дыхание затихает, тело становится неподвижным, ничто не может нарушить состояния пребывания внутри себя. Такую йогу теперь называют раджа йога или королевская йога.
Если вам не хочется дышать и двигаться, то просто сосредоточьтесь на набхи чакре, и вам откроются все Тайны мироздания. Ха-ха-ха! (Ха-ха-ха это специальная йогическая техника, заключается в серии последовательных резких сокращений брюшной стенки, выполняется на выдохе. Хорошо укрепляет бинду).
Если же тело не может оставаться неподвижным ни секунды, дыхание не затихает, а скачет вслед за эмоциями, и вместо сосредоточения на набхи чакре в голову лезут разные посторонние мысли, то вам надо подождать со штурмом вершин раджа йоги.
Выбирая свой тип йоги, мы обычно исходим из тех своих качеств, которые лучше всего у нас развиты, т.е. идем по пути наименьшего сопротивления. Люди с хорошо развитым интеллектом, как правило, выбирают йогу знания или джнана йогу. Люди с хорошим музыкальным слухом и чувством ритма предпочитают мантра йогу. Люди развитые физически: спортсмены, балерины и каратисты, — обычно выбирают хатха йогу или йогу для физического тела.
Я не спортсмен, не балерина и не каратист. При этом у меня хорошо развит интеллект и есть музыкальный слух. Но, вопреки правилу, которое я только что придумал, я занимаюсь хатха йогой. Занимаюсь достаточно долго, чтобы понять, что мое правило лишь еще одно проявление нама и рупа. Чтобы приблизиться к окружающему миру, мне пришлось ответить себе на вопрос что же такое хатха йога.

Хатха йога

Хатха йога — это разновидность йоги, которая имеет дело с пранами.
Что такое прана? Некоторые полагают, что это наэлектризованный после грозы воздух или тонкие вибрации, которые улавливаются нашими эфирными антеннами.
Прана имеет несколько проявлений. На грубом уровне прана — это обычный воздух, которым мы дышим, или стхула вайю; воздух, который входит и, что ваашо, выходит из нашего тела. На тонком уровне прана — это электрический сигнал прана вайю, который генерируется и передается по нервам, или, говоря в терминах йога, по нади. Контроль над стхула вайю ведет к контролю над прана вайю. Как это происходит? Представим себе воздушный шарик. Вот он сдутый и опавший. Поверхность его плотная и вялая. Надуваем его воздухом. Его поверхность расправляется, он натягивается. На растянутой поверхности генерируется статическое напряжение. Если подвести проводки, то можно получить ток. Если же шарик выпустить из рук, то он, выпуская из 'себя воздух, начнет летать по комнате.
Человек — тот же воздушный шарик. Пока есть воздух, он движется. Идет постоянный процесс закачки и выпускания воздуха. Генерируемый при этом ток течет по нервным каналам тела.
Существует сложная система классификации разных пран по функциям и расположению в теле: воздух в легких, желудке, кишечнике, воздух тактильных и осязательных ощущений, воздух зевания, отрыжки и т.д.
Нас интересуют токи, связанные,с вдохом и выдохом. Вдох — это впитывание, возбуждение, которое направлено вверх. Выдох — это выделение, торможение, которое направлено вниз. Когда мы хотим успокоиться, мы выдыхаем, когда нам нужна вся наша сила, мы вдыхаем.
Через процесс дыхания, мы одновременно включаемся в движение и дыхание токов в окружающем мире, а, значит, мы можем подцепить их оттуда и провести через себя. Если, конечно, сможем добиться, чтобы не перегорели предохранители, но об этом отдельный разговор. Пока нам достаточно понять, что хатха йога — это система, занимающаяся движением этих дыхательных токов и приобретением контроля над ними.
Из такого определения видно, что хатха йогу вовсе не обязательно быть спортсменом, балериной или каратистом.
Чтобы приобрести контроль над токами, текущими в нашем теле, надо сначала понять, как мы теряем этот контроль. Потеря происходит через эмоции. Скажем, сидим мы, кушаем и смотрим хоккей. В желудке образуется прана самана, начинает течь по телу и вдруг — нашим забивают гол. Тело напряглось, дыхание сбилось, и прана потерялась в теле.
Те, кто в своей жизни уже потерял в себе много праны, должны начинать занятия хатха йогой с 6 действий или шат карм.

Первая карма или экам

Тратака. Позволяет найти прану, потерянную при разглядывании симпатичных девушек и долгом смотрении телевизора. Заключается в созерцании горящей восковой свечи и последующем создании ментального образа пламени в уме и направлении его на межбровье.

Вторая карма или две

Нети. Тренирует движение тока праны вокруг бинду и заключается в промывании носа холодной водой или протягивании шнурка через носовые отверстия.
(«А больше про бинду я вам ничего не скажу», — сказал Мальчиш-Кибальчиш и понуро замолчал, т.к. желание проболтаться становилось нестерпимым. (Ха-ха-ха)

Третья карма или трини

Капалабхати. Вот, допустим, идет вам навстречу красивая девушка. Лето, жарко. (Статья писалась при 30 градусной жаре) Одежды на ней мало-мало, аж дух захватывает. И праны от этого тоже становится мало-мало. Великий учитель Шивананда говорил, что в таких случаях надо переходить на другую сторону улицы, чтобы не потерять все. Капалабхати заключается в последовательности резких активных выдохов и пассивных вдохов, которые заканчиваются одним спокойным вздохом и задержкой дыхания.

Четвертая карма или четвари

Дхаути. Возвращает прану из пищевода, утерянную во время еды. Заключается в заглатывании 4 метров бинта в желудок. Страшной силы действие. Когда я осваивал эту карму, как же я рыдал, размазывая слезы по лицу! Видимо много праны я потерял за едой. Минздрав предупреждает: не читайте и не смотрите телевизор за едой — чревато.

Пятая карма или панча

Наули и уддияна. В процессе старения, после общения с красивыми девушками, с правой и левой руками, а также эротических снов, наши нижние центры постепенно слабеют. Через них жизненные силы уходят из тела вниз. Наули и уддияна — это такие поджатая нижней части брюшной полости, практикуя которые, мы пропаяем себе жизнь и укрепляем нижние центры.

Шестая карма или шат

Басти и ваджроли. Удержать прану от движения вниз недостаточно. С помощью басти и ваджроли мы поднимаем или обращаем вспять алана прану. Басти делает это через анус, а ваджроли — через половые органы.

Асана

Тело может принимать 84 сотни тысяч положений, которые называются асаны. Принимая эти положения, мы сжимаем и растягиваем различные участки тела. Прана, которая находится в этих участках тела и которая, казалось, была потеряна для нас, оказывается задействована в этих упражнениях. Постепенно, через повторения асан, она возвращается в общий процесс циркуляции праны в теле, а, значит, становится доступной.
Тот, чье тело уже прошло через все возможные положения, есть сам Шива и ему можно не беспокоиться.
Асана не может быть статическим положением, т.к. мы дышим. То, что асану называют статическим положением, меня всегда удивляло. Асана на вдохе и асана на выдохе — это две разные асаны. Асана становится статической, когда мы занимаемся раджа йогой, где прана, а значит и дыхание, затихает. Но готовы ли мы к раджа йоге?

Надо меньше думать!

Мы можем досконально изучить все глубины физики, химии, астрономии, медицины. Можем проштудировать самые глубокие истины традиционной индийской философии и, все равно, с точки зрения Йоги мы прибываем в глубоком заблуждении и наполнены иллюзиями.
Каждый, кто начинает заниматься йогой, задает себе и другим одни и те же вопросы:
1. Какому учителю доверять, и кто поможет избежать ошибок?
2. Когда я нажимаю себе пяткой на промежность (заворачиваю язык, кладу ногу за голову, повторяю звук Ом, сосредотачиваюсь на брахмане — нужное подставить), у меня начинают бежать по телу тонкие токи, и я вхожу в очень измененное состояние сознания. Наверное, я просветлеваю?
3. Как мне найти один универсальный подход и набор действий, который бы занимал мало времени, излечил все мои болезни, решил все мои проблемы, сделал бы меня добрей, умней, лучше, красивей, богаче и т.д.?
Если вы не задавали себе такие вопросы, то поздравляю, вы — Шива. (Ха-ха-ха) Мы же, простые попки, задаем себе эти вопросы и ищем на них ответ.
В результате родились эти простые ответы на непростые вопросы.
1. Доверяйте себе. Если вы читаете эти строки, значит вы не на необитаемом острове. Все проходят через те же сомнения и терзания, что и вы. Не сомневайтесь — действуйте. Все, что вам надо, вы получите в срок и нужного качества. Если вы верите себе, то и с плохим учителем добьетесь успеха, если же сомневаетесь, то вам не поможет и Горакшанатх.
2. Ваши тонкие токи — это самообман. Не думайте! Единственный критерий — это то, чтобы, проснувшись на следующий день, вам захотелось продолжить. Как говорит один очень хороший йог: если после занятий вы чувствуете себя так, словно вас переехали на машине, значит, вы что-то делаете неправильно.
3. Вы его уже нашли. Открывайте ту книгу, до которой можете дотянуться. Звоните по телефону, по которому можете дозвониться. Идите туда, куда можете дойти. Завтра зависит от того, что вы сделали сегодня. А пока пользуйтесь тем, что имеете, и верьте в себя.
Удачи вам!

Обсудить статью на форуме >>