на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

  Статьи

ЙОГА КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: К ПРОБЛЕМЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ


Козлов В.В.
профессор Ярославского Госуниверситета

Как известно, слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять". Оно также означает союз или общность. В некотором приближении мы можем перевести это слово как интеграцию.
В современной психологии йога давно не понимается как истинное единение нашей воли с волей Божьей.
Классическое определение Махадев Десай "йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу; она предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах" для современной психологии и психотерапии имеет смысл только вне категории Бога.
Йога для европейца это в основном метод. Ее прагматический смысл в основном заключается в том, чтобы иметь хорошее физическое развитие, гибкость, укрепить здоровье, уметь владеть собственным телом.
Есть меньшее количество людей, которые склонны видеть в йоге способ научиться управлять собственными эмоциями.
Совсем мало тех, которые стремятся получить через йогу сиддхи, опыт измененных состояний сознания, астральной проекции, осознания миссии, освобождения от страданий и духовное развитие.
Изначально йога - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, которая была систематизирована Патанджали в его классическом труде "Йога Сутры".
В основных религиозных системах Индии (но не во всех), все сущее проникнуто Верховным Вселенским Духом (Параматмой или Богом), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Йога учит тому, как дживатма может соединиться или вступить в общение с Параматмой и достичь таким образом освобождения (мокши).
Йогические практики мы относим к гипостимуляционным методам индукции измененных состояний сознания (ИСС). К ним мы относим огромное поле психотехник, в которых ИСС разной глубины вызывается или монотонией, или частичной сенсорной депривацией.
С психологической точки зрения процесс входа в ИСС при помощи гипостимуляционных методов представляет собой процесс отключения сенсорных систем и внутренней речи, являющимися источниками шума относительно объекта фокусировки сознания.
В качестве объекта сосредоточения могут выступать как внутренние, так и внешние объекты.
В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знаковая семантическая система (размышление над коаном). При сосредоточении на телесное ощущение должны быть отключены зрение, слух, тактильные, обонятельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных случаях сознание должно быть отключено и от кинестетической системы, а сконцентрировано на объекте сосредоточения медитации. Внутренняя речь должна быть остановлена в обоих случаях.
Что касается внешних объектов, то могут выступать как внешние природные объекты (луна, дерево, цветок, поток воды и др.) так и различные искусственные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.)
Монотонное пение (мантр, молитв, произношение различных других звукоформ, не имеющих смысловой нагрузки), ритмичные танцы (имеющие характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания,
Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории человечества.
Индукция ИСС при помощи гипостимуляционных методов была неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов перехода и других церемоний архаических культур. Они представляли собой и ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения, которые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье.
Столь же важную роль гипостимуляционные методы сыграли в мистических ветвях великих мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования ИСС при помощи монотонии и сенсорной депривации. Сюда относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей, христианский исихазм, столпничество и многие другие методы.
Самым популярным из лабораторных методов вызова ИСС стала сенсорная изоляция — прием, основанный на лишении человека сенсорных стимулов, в той или иной степени. Другим известным методом является биологическая обратная связь, позволяющая использовать информацию об изменениях электрических мозговых волн в качестве сигнала направляющего к особым состояниям сознания.
Более интеллектуализированным гипостимуляционным способом вхождения в ИСС является медитация. Можно добавить, что молитвы, которые во многих современных религиях занимают центральное место в ритуальном пространстве, являются особой формой медитаций. Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого религиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, греков и римлян.
Медитация в восьмеричном пути йоги – это совокупность трех последних ступеней: дхараны, дхьяны, самадхи, - в расширенном понимании, и предпоследняя ступень, дхьяна, - в узком смысле. Предыдущие три ступени: асана, пранаяма, пратьяхара, - считаются подготовительными и рассматриваются как вход в медитацию.
Медитация, как гипостимуляционная практика - это слитный процесс применения техник, изучаемых на всех ступенях пути, включающий вход в медитативное созерцательное состояние и собственно медитацию – длительное поддержание концентрированного внимания на объекте медитации внешнего или внутреннего содержания.
Иногда медитация представляет из себя синтез монотонии и депривации (например, коленопреклонная в исихазме, простирания в буддизме хинаяны или мулатантра в правой тантре)
Следующим способом вхождения в ИСС, который был известен с очень давних времен, является голодание или депривация пищи. Как известно, почти все основатели мировых религий прошли этот способ аскезы. Иисус Христос постился почти 40 дней, почти столько же продолжался пост Будды Шакьямуни. Святость многих пророков и чудотворцев испытывалась постом или в пустыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.
Важно подчеркнуть, что эпизоды измененных состояний сознания различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтанно, когда индукторами выступают средовые факторы. Они могут возникать и против воли самого человека. Мистические и духовные состояния, которые переживаются при этом людьми, часто слабо встраиваются в контекст профанического мышления и миропонимания. В таких ситуациях мы видим функцию психолога как духовного наставника и профессионального гида, который может эффективно интегрировать опыт такого рода в обыденную жизнь и модель мира клиента.
Автор этой статьи является основателем и лидером нового направления психологии – интегративной психологии. В психотехническом отношении в этом направлении существует необходимость развития интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам человеческой природы: материальной, социальной и духовной.
Сообщения о интегративном подходе к человеку есть у греческих философов и их последователей времен Ренессанса. Мы находим идею интеграции в дзен-буддизме и в йога-сутре Патанджали, где искатель духовности сначала обретает этическую добродетель, а затем дисциплинирует тело, жизненные энергии и ментальные процессы, прежде чем приступить к медитативной практике, ведущей к единению с Богом.
Опираясь на проверенные временем методы, подобные йоге, дзен-буддизму или иудео-христианскому мистицизму, мы не должны ограничиваться достижениями прошлого. Сочетая персональные, интерперсональные и трансперсональные измерения жизни, мы можем опереться на данные не только всех базовых парадигм психологии, но и современные данные нейропсихологии, идеи индивидуации и психосинтеза, интеграции и трансформации. Именно таким образом мы можем формировать синтез психотехник, созвучный нашей эпохе.
Следует понимать, что традиционные духовные программы, слепо перенесенные в нашу культуру, не передают подлинного духа обучения и часто не имеют трансформационный потенциал. В эпоху великих духовных преобразований необходимы проницательность и мудрость, чтобы синтезировать лучшее из старого и нового и создать современную йогу.
Каждый метод и каждый учитель развивают одни добродетели, упуская из виду или подавляя другие. Например, аскетическая созерцательная практика обычно не принимает в расчет способность тела к трансформации, ценность межличностных отношений и потребность в индивидуализации и творчестве (которые нередко трактуются как самоутверждение «Я»). Трансформирующие направления прикладной психологии много теряют из-за односторонности, отражающей пристрастия их основателей. Например, гештальт-терапия в значительной степени нацелена на открытость, честность, смелость и рискованность, но недооценивает эмпатию и доброту. Некоторые боевые искусства (такие, как айкидо и цигун), близкие к интегрирующей практике, наибольшее внимание уделяют физической и медитативной стороне, но упускают из виду межличностные отношения.
Интегративная психология стратегически направлена на формирование трансформирующих программ, которые учитывают все аспекты человеческого существования.
Летом 2002 года, во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты алтайского озера Алтан-Коль, автор этой статьи решил сформировать исследовательскую программу, которая была обозначена им «Проект Сознания».
В течение следующих десяти лет мы собираемся направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, механизмов возникновения и функционирования, языковых сред существования и, что самое, на наш взгляд, важное, ресурсных, творческих состояний сознания.
К большому сожалению, современный исследовательский инструментарий психологии не может справиться с объектом такой сложности.
Для того чтобы это проект стал реальностью, необходима интегративная психология, которая соединила бы теоретические модели и методы (исследовательские и воздействующие):

- различных направлений в рамках научной психологии и психотерапии;
- практико-ориентированных направлений психологии, психотерапии и психиатрии;
- опыт духовных традиций экзотерического и эзотерического пластов;
- литературы, мифологии, искусства, философии;
- психологических направлений, которые опредмечивают различные уровни психической организации – персона, интерперсональное и трансперсональное.

Базовым предметом интегративной психологии является сознание. Мы предельно четко и однозначно признаем существование объективной реальности, но проводим чёткое различие между сознанием и материей.
Сознание обладает качествами активности, открытости, пустотности, ясности и осознавания, а материя – нет. Сознание не обладает физическими преградами и может наполняться любыми формами и содержаниями, а материя ограничена и инертна.
Вне сомнения, хорошо представляя психофизиологию, нейропсихологию, психиатрию и психофармакологию, мы признаем, что сознание и материя влияют друг на друга, и их состояние взаимно обуславливает друг друга. Однако субстанциальной причиной сознания может быть только сознание, а субстанциальной причиной материи – только материя. Именно этот факт задает изначально возможность трансформации и просветления.
То, что субстанциальной причиной сознания может быть только сознание, нам позволяет сделать некоторые далеко идущие предположения.
Во-первых, это тезис о вечности сознания. Я далек от кармической теории и идеи миллионов перерождений. Но весь мой опыт говорит о том, что сознание трансцендентно по отношению к материи и материя является (в том числе и человеческое тело) просто возможностью идентификации, воплощения, «надевания содержания».
Во-вторых, сознание свободно от идентификации, воплощения. Мне кажется, можно его рассматривать как «космического странника».
В-третьих, первому моменту сознания новорожденного должен также предшествовать момент сознания, принадлежащий к тому же ментальному континууму, что и сознание новорожденного. В этом приближении сознание предшествует существованию и вдохнувший впервые воздух земли обладает полнотой сознания. Я не уверен, что предыдущий момент не может идти ни откуда, кроме как из прошлой жизни. Сознание возможно вне жизни. Сознание и является самой жизнью.
Я уже или еще не уверен, что йога является истинным единением нашей воли с волей Божьей.
Я уверен, что йога является тонким методом самоисследования и соприкосновения с Самостью – индивидуальным свободным сознанием – с пространством полноты и пустоты, вечности и мгновенности, одиночеством космическим и блаженством слияния с другими - одновременно.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОДУХОВНОГО КРИЗИСА

Качанова Н.А.,
г. Минск,
Козлов В.В.,
г. Ярославль

Духовное развитие человека предполагает радикальное преобразование "нормальных" черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности. Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются психодуховными кризисами различной интенсивности, содержания и продолжительности.
Кардинальная важность психодуховного кризиса заключается в том, что в нем происходит переосмысление содержания смысла жизни, пересмотр ответа на вопрос «зачем жить?». Воля к жизни рождается в горниле психодуховного кризиса и является психологическим механизмом выживания в экстремальной ситуации, когда базовые экзистенции приходится менять или наоборот, отстаивать вопреки давлению неблагоприятных обстоятельств (в том числе трагических - смерть близкого человека, тяжелая болезнь, инвалидность).
Иногда, как это ни странно, психодуховные кризисы провоцируются углубленными занятиями йогическими практиками. Йога способна породить интенсивные по силе или чрезвычайно шокирующие по содержанию переживания, которые личность не способна интегрировать.
Личностные кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д. Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.
Отталкиваясь от данной теоретической предпосылки, мы предполагаем, что человек обладает собственной изнутри идущей активностью, стремлением к росту, к реализации своего внутреннего потенциала. Психотерапевт может только способствовать развитию собственной активности человека. Йогические практики и тренинговые терапевтические группы являются, прежде всего, способом ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности и только во вторую очередь работа тренера, терапевта направлена на исправление симптоматического невротического поведения.
В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.
В психологии важным вопросом остается проблема протекания процесса трансформации: каков механизм процесса изменения, какие существуют закономерности его, чем он вызван, по каким причинам происходит. Актуальность познания механизма процесса трансформации не нуждается в обосновании, можно лишь отметить, что такие знания позволили бы эффективно управлять процессом трансформации. Другой вопрос о познаваемости вообще процесса трансформации. Возможно ли постичь его полностью? Можно ли с помощью научных понятий, терминов, закономерностей описать, познать всю глубину происходящих изменений в психике человека? По нашему мнению, нет. Мы можем лишь приближаться к решению этой проблемы, расширять свое знание. Здесь уместны слова Гераклита: "По какой бы дороге не шел, не найдешь границ души".
Трансформация психики - неуловимый процесс, происходящий по внутренним, незаметным законам. Движение процесса идет самостоятельно и нет внешнего наблюдателя, который бы мог отметить всю последовательность идущих изменений.
Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает различные уровни существования человека: соматический, нервно-психический, психологический и социально-психологический.
Обратимся к теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «режим обострения» в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.
Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпонентная система, каковой является человеческая психика, имеет потенциально множество векторов своего развития. Эти пути определяются в критических точках – точках бифуркации. Точки бифуркации – моменты, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направление своего дальнейшего развития. В точке бифуркации даже небольшое добавочное воздействие на систему может положить начало эволюции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы. До очередной критической точки система будет функционировать на детерминистских началах в соответствии со своей природой. Это так называемые принципы избирательной неустойчивости и вероятностного отбора состояний.
Если мы можем говорить о человеческой жизни как о некой прямой, то кризис является перпендикуляром, возникающим в точке бифуркации.

t


t                      О                                        

t

Линия объективного времени (t) продолжает существовать, однако появляется новая линия субъективного времени (tS), которая отсчитывает минуты, часы, дни, а иногда и года пребывания человека в психодуховном кризисе. Время существования в материальном и социальном мирах субъективно приостанавливается, т.к. индивид «уходит» в поиски духовного, хотя объективно оно, безусловно, движется. Это может проявляться как застой в материальных и социальных играх, или их полное прекращение, что по закону энтропии ведет к разрушению уже имеющихся способов адаптации личности в социуме. Внутренний поиск оттягивает колоссальное количество энергии на осознание места, в котором пребываешь, на отслеживание собственных эмоциональных состояний, на внимательность по отношению к своим переживаниям, на интроекцию приобретаемого опыта и т.д.
По нашему мнению, цель взаимодействия с клиентом, находящимся в психо-духовном кризисе – сократить объективное время пребывания в состоянии дезинтеграции с сохранением глубины процесса, качества переживаний и возможностью интеграции полученного опыта в обыденную жизнь.
Вариант поступательного движения в состоянии кризиса представляется нам невозможным, что подтверждают законы диалектики и квантовой физики. («При создании определенных условий для трансформации качественного содержания вещества атом не перемещается в каком-либо направлении, а исчезает с одного уровня пространственного континуума и единовременно появляется на другом».) Развитие происходит скачкообразно в связи с одномоментным изменением восприятия себя, мира, своего места в мире и т.д. благодаря кризисной ситуации.


Вариант поступательного движения во взаимодействии с клиентом на самом деле является сопровождением в потоке обыденной реальности и отмечен поверхностной адаптацией человека к существующим условиям, переживаниям (от подавляющего медикаментозного воздействия до работы по смирению и объяснению необходимости данного способа существования). Здесь психолог выступает в качестве «вечных костылей», которые помогают передвигаться, но не принуждают человека к самостоятельности, к инвакации собственной воли.
В случае скачкообразного развития нужда в психологе возникает только на перпендикуляре, т.е. в процессе атомного скачка, когда прошлая личность исчезает, распыляемая энергией кризиса, а новая возникает, собирается качественно заново. В этой ситуации психолог помогает не столько знанием, сколько присутствием, не сторонним анализом, а повышением осознанности самого клиента к происходящим с ним изменениям. Смысл взаимодействия – не вести за собой, будучи впереди, а страховать, находясь за спиной, вовремя подставляя плечо для обеспечения экологичного процесса трансформации. Эта стратегия наделяет человека силой, т.к. у него есть опыт самостоятельного преодоления опасного участка пути.
Будь то психолог или друг, участвующий в жизни личности, переживающей ПДК, он присутствует только на объективной линии времени, а к субъективному процессу имеет опосредованное отношение: «темную ночь души» каждый переживает только сам. Помощь возможна в создании внешней обстановки, поддерживающей позитивное протекание дезинтеграции.
Рассмотрим возможные векторы динамики психодуховного кризиса на перпендикуляре. Это своеобразная «роза ветров», где каждый вектор задает определенное развитие психодуховного кризиса. Причем динамика этого развития может разворачиваться как на фоне позитивной, так и негативной дезинтеграции. Позитивная дезинтеграция в ПДК (+1) характеризуется преобладанием конструктивности личности, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала, ростом сопротивляемости личности. Негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и к смерти.

О – точка бифуркации
Горизонталь – линия субъективного восприятия времени
Вертикаль – линия приоритетного развития личности


Наибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют собой позитивные последствия пережитого кризисного состояния, которые можно расценить как проявление личностной трансформации.
Психодуховный кризис, как горный перевал, предъявляет к идущему несколько требований:
Наличие большой энергии
Наличие воли как умения структурировать эту энергию во времени и пространстве
Наличие высокой степени осознанности
Невозможно быть для всех индивидуальным проводником по тропам психодуховного кризиса. А потому одну из главных целей психолога, терапевта, тренера мы видим в создании программ, где человек знакомится с еще одной концепцией происходящего с ним в кризисный период, не только получает карту возможного движения, но и овладевает навыками психотехник, которые дают возможность жить в энергии, тренируют волю и осознание.
Таким образом, феноменология и процессуальные характеристики психодуховных кризисов может стать поистине безграничным полем перспективного научного поиска и привести к революционным изменениям в понимании природы психического.
Не менее важно, в контексте данного сборника, что это понимание может помочь людям, которые идут по пути йоги и духовного самосовершенствования.

 

Обсудить статью на форуме >>