|
Статьи > Крипалу йога
Крипалу йога: Медитация в движении.
Йога единства сознания
Амрит Десаи, основатель Крипалу-йоги
или Медитации в движении
Крипалу йога – или Медитация в движении появилась в результате спонтанного выполнения асан, благодаря пробуждению Кундалини у всемирно известного учителя Йоги Амрита Десаи. В Крипалу Йоге формально есть три стадии. Первая стадия - преднамеренная практика обычной волевой йоги. Начинающий ученик фокусирует внимание на правильном выполнении асан, свободном дыхании и осознавании границ возможностей своего тела. Следующая стадия – «преднамеренный отказ» от воли. Последняя стадия - медитация в движении, когда отпускается контроль рационального ума после длительного удерживания асаны. Телу разрешают двигаться спонтанно, следуя за проснувшейся праной. Предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант статьи Амрита Десаи, основателя Крипалу-йоги или Медитации в движении из книги «Руководство по подготовке учителей йоги Крипалу-йога центра».
Растущий интерес к оздоровлению сделал очень популярной Хатха Йогу. Мощное влияние Йоги и многообразие форм ее применения привлекло к ней миллионы людей всего мира. Вместе с быстрорастущей популярностью, изменялось качество и глубина практики Йоги, что позволило удовлетворить потребности людей в различных областях деятельности. Йога стала использоваться в физиотерапии и в других областях медицины, в бизнесе, споре, танцах, для личностного роста и в различных оздоровительных программах.
Сейчас стало очевидным, что как Йога изменила Запад. Однако Запад тоже изменил Йогу. Упражнения йоги применялись настолько успешно в различных областях, что она стала восприниматься многими людьми все больше и больше просто как физическая дисциплина. Но йога – это нечто большее. Она глубока и обширна как сама жизнь. Выполнять асаны без осознавания их глубочайшего духовного значения, это все равно, что использовать самолет как обычную машину, не зная о его способности к полету. Настало время узнать более глубокие измерения йоги.
Сейчас все больше и больше людей готовы к осознанию духовной составляющей практики йоги.
Я преподавал йогу на Западе с начала 60-х и неоднократно слышал от тех, кто замечательно научился выполнять асаны, что они не знают куда идти дальше, что их занятия становятся все менее интересными или даже скучными.
Развитие нового целостного подхода к практике йоги, который я назвал «Крипалу йога или Медитация в движении» - это мой вклад в возрождение изначального духа йоги.
Я посвятил всю свою жизнь интеграции подлинных, коренных принципов йоги в популярные практики асан Хатха йоги. Я надеюсь, что Крипалу Йога станет новым вдохновляющим толчком и вызовом для желающих увеличить глубину знаний, расширить границы своего восприятия и возродить любовь к занятиям йогой, которую человек испытали в самом начале практики.
Развитие моего нового подхода к практике Хатха Йоги было не результатом интеллектуальных размышлений. Он стал возможным благодаря глубокому духовному опыту Кундалини - пробуждения праны - в 1970 году. Этот опыт глубочайшим образом изменил мою жизнь и полностью видоизменил мое восприятие и практику Хатха йоги. К тому времени я уже был хорошо известным учителем йоги. Я был основателем одной из самых крупных организаций йоги в Америке, где обучались практике йоги примерно две тысячи студентов каждый семестр. И я осознал, что не знал истинной глубины йоги до момента пробуждения Кундалини.
Значение слова йога и цель практики – это придти к опыту единства тела, сознания и духа.
В соответствии с определением Патанджали: «Йога это прекращение или остановка умственных усилий».
Другими словами, если ваш ум взбудоражен во время исполнения асан, ваше тело, ум и дух не интегрированы. Поэтому важнейшее значение в Крипалу Йоге отводится не столько физическому, а внутреннему аспекту практики.
Внутренняя осознанность имеет глубокое значение в практике асан. Ни одна духовная практика не может происходить без этого компонента.
Когда мы выполняем асаны Хатха Йоги в состоянии глубокой концентрации нашего ума и осознанной медитации, как мы делаем это в практике Крипалу Йоги, то это дает нам больше возможностей, чем физические упражнения на уровне тела. Но это еще не все. В конечном итоге Крипалу Йога объединяет асаны, пранаяму (управление или контроль энергии с помощью дыхания), пратьяхару (визуализацию внутреннего внимания), дхарану (концентрацию) и дхияну (медитацию). Только такая практика, объединяющая тело, ум и дух является целостной или холистической.
Если практика упражнений не является целостносй – то это не йога.
Даже восьми ступенчатая или Аштанга йога часто практикуется прямолинейно. Сам термин «ашта» означает - восемь «анга»- конечность. Это означает, что эти восемь шагов йоги не должны практиковаться в отдельности. Как отдельные части нашего тела гармонично сочетаются с другим частям тела, обслуживая тело целиком, так и каждая отдельная часть Аштанга Йоги должна практиковаться целостной системой, служа главной цели практики йоги – самадхи. Это опыт единения, в котором отдельная душа сливается с космической душой. Это опыт единения Пуруши и Пракрити, Шивы и Шакти.
Поскольку конечная цель занятий йогой – это самадхи, то нам нужно практиковать таким образом, что бы избавится от чувства внутренней разобщенности (ощущаемой как конфликт, отсутствие уверенности, страх, вина, стыд или грех и т.п.). Крипалу йога разработана таким образом, что на всем протяжении практики, начиная с первого шага в изучении асан Хатха йоги и до финального опыта Медитации в движении, идет углубление интеграции тела, сознания и Духа. Если вы практикуете йогу с конечной целью единения, то должны посеять семя этого единения и взращивать внутренний процесс единения. Это означает, что даже начальная физическая практика асан должна сопровождаться внутренним осознанием. Осознанное внимание является интегративным принципом йоги. Это как раз то, что делает практику Хатха-йоги духовной.
Множество наших физических, ментальных и эмоциональных травм спрятаны в нашем подсознании. Когда мы сталкиваемся с нашими физическими, ментальными или эмоциональными блоками, то срабатывает реакция нашего подсознания, которое оказывает сопротивление такому опыту или старается его игнорировать.
В состоянии осознавания себя в каждый данный момент мы учимся проживать такой опыт нашего тела без реакции. Это объективно позволяет нам как глубже войти в асану, так и осознать физические, ментальные или эмоциональные блоки в нашем теле.
Те, кто раньше практиковал любой стиль Хатха йоги, в какой-то степени интуитивно практиковали и Крипалу йогу (волевая йога, сочетающаяся с тотальной сдачей себя проснувшейся энергии). Тем не менее, всем необходимо четко понять принцип волевой йоги и принцип сдачи себя в руки Высшей Силы и затем интегрировать это или ввести эти принципы в свою повседневную практику.
Первый этап Крипалу йоги: Волевая, осознанная практика.
Сознательное использование воли целиком сосредоточено на внутреннем пробуждении больше чем на внешних достижениях. Тренировка воли в сочетании с осознанностью – это подготовка движения в направлении отказа от воли.
Любая активность, мотивированная страхом, чувством вины или необходимостью доказывать, искать поддержки или одобрения не является волевой. Акт воли идет из глубины твоей сути или центра Хары внизу живота.
На первом этапе вы учитесь придавать особое внимание устойчивости и деталям асаны.
Так же вы учитесь расслабляться в асане, двигаться медленно, дышать глубоко и осознанно идти дальше, за пределы первого ощущения физического дискомфорта усилием воли, но без насилия и агрессивности.
Удержание внимания на выстроенности вашей асаны не должно означать поиска совершенства в выполнении асаны. Это означает изучение правильной формы асаны, наилучшей для вашей физической формы и возможностей вашего тела, для того чтобы можно было избежать травм и получить максимальный положительный эффект. Практикуйте с волей, но без насилия. Это не должно быть борьбой или войной с собственным телом. Тело тренируется с любовью, осознанно. Это позволяет нам превысить или перейти собственные физические, умственные и эмоциональные границы без реакций борьбы. Примите ограничения, существующие в вашем теле. Ваше внутренне путешествие начинается с этого места. Учитесь внутреннему вниманию. Это более ценно, чем быть настроенным на соревнование, внешние достижения или собственный имидж. Когда вы ловите себя на соревновании с самим собой или самокритику, ваша практика становится внешней и удерживает вас от внутреннего фокуса. После того, как вы научились выполнять асаны, вы, продолжая углублять практику, учитесь замедляться. Замедление движений играет очень важную роль в изучении новых элементов осознанной уверенности.
Медленные движения также позволяют вам сделать их осознанными. Вы можете заметить, где ваш ум отвлекается от того, что происходит и вернуть ваше внимание на ваш внутренний опыт. Все это обеспечивает вам место для усиления связи с вашим телом.
Второй этап: Воля и отказ от волевого усилия.
На втором этапе продолжаем интегрировать все основные положения 1-й стадии, и увеличиваем время нахождения в асане. Это вам дает возможность входить в глубокие слои бессознательного, где скрыты старые эмоциональные или ментальные травмы или прошлый болезненный опыт.
Просто переживайте все ощущения без наклеивания ярлыков. Когда ваш ум говорит: « Боль! Сопротивляйся! Борись! Бросай это все», то вы должны просто сказать: «Расслабься, чувствуй, ощущай, делай это».
Во время выполнения асаны, когда вы находитесь у границы ваших возможностей, есть опасность задержать дыхание. Это реальный показатель наличия стресса. Для того чтобы преодолеть, перейти эту границу очень важно сознательно расслабляться, и самый важный момент, показывающий сознательное расслабление- это свободное дыхание на вдохе и выдохе.
Когда вы практикуете длительное нахождение в асане, то однажды вы зададите себе вопрос: «Как узнать где остановится, что бы не повредить себе?»
С постоянной практикой ты узнаешь свой предел. Когда ты достигаешь, как тебе кажется, конечной точки в продолжительности удерживания асаны и сознательно держишь ее, ты учишься раздвигать собственное представление о своих границах и возможностях. И пересекая эти границы на занятиях, ты также учишься, как перешагивать границы страхов в реальной повседневной жизни.
После того как вы завершили длительное пребывание в асане, разрешите телу двигаться спонтанно и безнасильственно по каким то внутренним направлениям, в движениях идущих прямо из тела.
Третья стадия.
Третья стадия финальная, где проявляется полное выражение Крипалу йоги. Здесь, все правила и ограничения, которые были волевым усилием применены на ранних этапах, остаются позади. Асаны выполняются спонтанно, ведомые мудростью тела. Это могут быть знакомые вам традиционные асаны, или наоборот, ранее не виданные ни в какой книге. Их не надо подавлять, поскольку прана намного умнее, чем любая книга и знает точно, что необходимо вашему телу в данный момент. Выполняемые, в этом случае асаны, имеют абсолютно новое измерение. Они становятся Медитацией в движении, молитвой без слов.
Фокус внимания на этой стадии позволяет мудрости праны двигать ваше тело без сдерживания, без препятствий и без каких-либо манипуляций со стороны вашего ума.
На этой стадии, все, что было ранее изучено в книгах, традициях, у известных и авторитетных учителей о йоговских асанах и дыхательных практиках – отбрасываются. Остается только одно: внутренний проводник. Только одну книгу ты прочитаешь и последуешь ей – книге мудрости собственного тела. Ты обнаружишь, что, возможно, твое тело выполняет новые асаны, или известные тебе, но по другому. Финальная стадия – это когда ты учишься давать абсолютную свободу своей спонтанности. Когда тело является хореографом и дирижером собственных движений. Спонтанные движения становятся твоей внутренней потребностью. В начале таких медитаций могут появляться мысли «Я делаю это происходящим или это происходит само по себе?», Продолжая занятия, ты увидишь, как тело двигается – новым способом, и множество вариаций новых асан возникают и в незнакомых комбинациях.
Ты переживаешь опыт экстатичного единения с БОГОМ.
Перевод Анастасии Васеневой.
С полным текстом статьи можно познакомиться на сайте Teternikov.ru
Обсудить статью на форуме >>
|