на главную | Йога в России в XXI веке |
|
Статьи
ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ И БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
|
чакры |
Мул |
Свадх. |
Манип. |
Анах. |
Виш. |
Аджна |
Сахаср. |
JS |
SD |
Направл. |
Увел. |
Увел. |
Увел. |
Увел |
Увел. |
Увел. |
Увел. |
Увел |
Умен. |
1-2 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
0,001 |
0,001 |
0,0015 |
0,005 |
0,001 |
0,003 |
P 2-3 |
0,3 |
0,09 |
0,04 |
0,16 |
0,25 |
0,07 |
0,04 |
0,28 |
0,1 |
3-4 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,00 |
0,13 |
0,23 |
0,00 |
0,03 |
1-4 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,001 |
0,004 |
В вводной части наблюдается статистически достоверное изменение энергетики всех чакр за исключением показателя SD, характеризующего уровень дисбаланса по всем чакрам. JS – показатель уровня энергетики.
В основной части наблюдается продолжение роста уровня энергетики чакр, из них статистически достоверны (p ? 0,05) показатели по манипуре и сахасрааре. Это объясняется подбором и алгоритмом упражнений и активным включением мелкой моторики, многоуравневой координации, активно влияющей на интеллектуальный центр, а также дыхательной практики, направленной на достижение энергетического равновесия полушарий головного мозга.
В третьей заключительной части – в состоянии статической медитации наблюдается увеличение по всем показателям, кроме SD, статистически достоверное по всем чакрам, кроме интеллектуального центра (аджна и сахасраара). Снижение по SD говорит об уменьшении показателя энтропии в процессе занятия, т.е. увеличении уровня сбалансированности.
Сравнение показателей между начальными и конечными результатами позволяет говорить о: фактическом росте энергетики по всем чакрам, что приводит к увеличению общего энергопотенциала; явному снижению уровня энтропийности и достижению состояния гармонии и энергетического баланса между различными центрами. Графики 1-5 иллюстрируют динамику показателей в процессе каждой части и всего занятия.
График 1. Изменения количественной оценки энергетики чакр Муладхары и Свадхистаны. Муладхара и Свадхистана относятся к инстинктивному центру, отвечающему за энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
Графики изменения показателей чакр в процессе одного занятия.
График1.
График 2.
График 3. Чакры
Муладхара и Свадхистана Манипура Анахата и Вишуддха
В процессе всего занятия наблюдается увеличение показателей. Внутри - 2 пика, по Муладхаре, связанные с содержанием данной части. Изменения по Свадхистане более плавные с постепенным нарастанием. При построении занятия всегда учитывается энергетическая составляющая, при которой работа с верхними центрами должна базироваться на обязательной предварительной активизации нижних. Это одно из главных условий предупреждения негативных последствий и техники безопасности. Увеличение энергопотенциала всего организма – JS - в процессе занятий связано, прежде всего, с увеличением показателей именно этих чакр.
График 2. Чакра Манипура является одновременно двигательным центром и центром творения. Характер и способ выполнения упражнений позволяет в целом накапливать энергопотенциал. Внутри графика наблюдаются ступенчатость, что объясняется характером выполняемых действий. Тем не менее, в графике четко просматривается неуклонный рост.
График 3. Изменение количественных показателей по чакрам эмоционального центра.
Эмоциональный центр объединяет три чакры: анахату, вишуддху и свадхистану.
По первым двум чакрам наблюдается повышение уровня энергетики. При этом, линия Анахаты – сердечного центра – более мягкая, без сильных колебаний на протяжении всего занятия. Линия Вишудхи – более ломанная. Резкий подъем во время вводной медитации, снижение – в двигательной (при выполнении силовых упражнений), повышение - при выполнении упражнений, имеющих соответствующую анатомическую и энергетическую направленность и небольшим снижением в заключительной части.
Этот факт подтверждает воздействие на этот центр собственно трансовой и медитативной практики, при которых нередко достигается над|эмоциональное состояние. А именно Вишуддха чакра отвечает за эмоциональную оценку ситуации. Тем не менее, можно говорить о достаточно гармоничном взаимодействии внутри центра, о чем свидетельствует параллельность обоих направлений.
График 4
График 5.
Изменение количественных показателей Изменения показа-телей JS и SD по чакрам интеллектуального центра.
График 4. Оба показателя свидетельствуют об увеличении энергетики интеллектуального центра. Линия чакры Сахасраара – более ровная, практически без скачков. Линия Аджны – более ломаная. Здесь наблюдается резкий рост в процессе вводной медитации, затем более мягкий подъем в основной части с последующей стабилизацией в заключительной.
График 5. Наблюдается увеличение показателя энергетического потенциала и снижение уровня энтропийности. Обе линии симметричны относительно друг, что говорит об их взаимосвязи.
Динамика изменения статистически достоверных показате-лей по Фоллю
(прибор «СТЕЛЛА2-01»)
Табл. 2
Изменение показателей по методу Фолля в процессе занятий
Таблица 2 отражает результаты аппаратных исследований, полученных методом Фолля. Наблюдается изменение показателей в процессе занятий и в сторону уменьшения и увеличения. Из 21 показателя - 8 статистически достоверны (табл. 3). Изменения направлены к интервалу в пределах нормы (интервал – 51-65).
Табл.3
Название органа и соответствие чакрам |
Буквенное |
Направленность |
P< |
Имунная система - манипура, анахата |
Ag1b |
Увеличение |
0,01 |
щитовидная железа - вишудха |
ZE1b |
Увеличение |
0,05 |
ЦНС – все центры |
ND1b |
уменьшение |
0,0043 |
Кровеносная система – свадхистана, муладхара |
Kr8d |
уменьшение |
0,0012 |
Эпителий - все центры |
OD1bl |
уменьшение |
0,0014 |
Желудок - манипура |
Ma44b |
уменьшение |
0,001 |
Лимфат. система – вишудха, свадхистана |
Lim1,2 |
уменьшение |
8,7E-05 |
ВНС – инстинктивный центр – свадхистана, муладхара |
ND1a |
уменьшение |
0,03327 |
Таблицы изменений психо-эмоционального состояния в процессе занятий.
Табл.4-5
Динамика показателей спортивно- важных качеств (до и после занятий) |
Динамика донозологических изменений (до и после занятий) |
|
Табл. 6-7
Динамика изменения каждого качества в процессе занятия |
Динамика донозологических изменений в процессе занятия. |
|
В процессе занятий, включающих 4 этапа, наблюдается выраженная динамика всех спортивно-важных качеств. На графике (табл. 6) явно просматривается зависимость изменений от содержания упражнений, направленных на увеличение релаксационных возможностей, предполагающих управление процессами возбуждения и торможения коры больших полушарий головного мозга, а значит, владение психо-энергетическим состоянием. Отсюда – неуклонный рост практически всех показателей. Так, активность выросла в 2, 25 раза; целеустремленность – в 2, 45 раза; уверенность в себе – в 2,1 раза, стрессустойчивость – в 2,45 раза и психорегуляция (ПСР), как интегральная величина – в 4,25 раза.
Таблица 7 отражает динамику донозологических (предшествующих заболеванию) изменений. После 1-й части полностью исчезли тревожно-ипохондрическое состояние и энергодефицит; к концу последней части - вегетативные дисфункции и необходимость обследования, что говорит о восстановительном и оздоровительном эффекте.
Резюме
Сходность результатов, полученных разными приборными методами подтверждает тенденцию воздействия упражнений и на энергетическую, и на физиологическую системы организма. В конечном счете, это приводит к положительному изменению психо-эмоционального состояния и, соответственно, психофизической регуляции (табл.2 -7).
Исследования состояния ведущего.
Данный эксперимент проводится в рамках проекта, направленного на предупреждения синдрома выгорания, характерного для людей, ведущих различные психотренинги, психоконсультации и т.д. Нас интересовало 2 вопроса: 1) воздействие занятий Йога-Данс на ведущего, его психоэнергетическое и психо-физическое состояние состояние; 2) уровень энергопотенциала, психо-эмоциональной стабильности и уровень сбалансированности, как возможных критериев экспертной оценки преподавателя. Мы считаем этот вопрос очень важным в силу ряда специфических требований, предъявляемых к людям, профессионально работающим в области интегральных психотелесных практик.
Количество занятий, на которых проводились еженедельные замеры – 12. Результаты эксперимента показали стойкое позитивное влияние занятий на энергоинформационную структуру организма и, соответственно, на поддержание стабильности психофизического состояния, что подтверждается психологическими тестами.
Динамика положительных (психоэмоционального состояния) и отрицательных (донозологических) спортивно-важных качеств у ведущего до и после занятий
Табл. 8
Этапы замеров |
Психоэмоц. состояния |
активн. |
целеустремл. |
ув. в себе |
стресс-устойчив |
ПФР |
До |
Ведущий |
11 |
9 |
11 |
11 |
11 |
После |
Донозологич. состояния |
11 |
6 |
10 |
10 |
10 |
Этапы замеров |
Интраспекция |
неразреш. Сновидения |
немотивир. тревожность |
Снижение работос. |
вспыльч.- |
|
До |
Ведущий |
1 |
1 |
- |
5 |
1 |
После |
|
- |
- |
- |
2 |
- |
Таблицы 8 и 9 иллюстрируют небольшую положительную динамику в процессе одного занятия и изменение потенциала (SD) ведущего при высоких начальных показателях (табл.10). Снижение потенциала наблюдалось в тех случаях, когда у ведущего была травма и во время солнечного затмения.
Табл.9
Табл.10
Табл.11
Результат исследования
средняя площадь свечения (без фильтра) – 19066,64 пикселей
уровень сбалансированности правого и левого полушарий – средний уровень симметрии 95,57%
Резюме: Коэффициент активации ведущего и до и после занятий стабильно низкий, что говорит о позитивности воздействия Йога-Данс, включающую регулярную медитативную практику и высоким уровнем психофизической коррекции, как одним из критериев проф. подготовленности.
Условия работы ведущего: опыт - более 30 лет; частота занятий - 4-5 раз в неделю - обуславливают стабильность релаксационных возможностей ведущего, что и подтверждается полученными результатами.
У всей группы испытуемых, не зависимо от опыта занятий наблюдалось резкое снижение уровня активации, что свидетельствует о грамотном ведении процесса; наличии трансового состояния, предшествующего медитации. Эти результаты ожидаемы, поскольку в Йога-Данс обучение релаксации в статическом и динамическом режимах является специфической особенностью данной трансперсональной психотехнологии.
Психологическое тестирование. САМОАЛ (Personal Orietation Inventory)
Теория самоактуализации личности А. Маслоу является наиболее популярной и влиятельной концепцией современной психологии. Тест был предложен ученицей А.Маслоу - Э. Шострем в 1963 году и явился первой попыткой измерения уровня самоактуализации. Тест относится к мотивационным субъективным методикам, то есть, измерениям, проводимым на основе информации, данной испытуемым о самом себе. В данном исследовании использовался усеченный вариант, состоящий из 100 вопросов, на которые нужно было выбрать один ответ из двух предлагаемых.
Обработка проводилась согласно методике, описанной Н.Ф. Калиной (А.Маслоу, «Психология бытия). Из одиннадцати критериев развития личностной самореализации статистически достоверными оказались 9 (табл. 12-13)
Табл. 12
Динамика изменения показателей теста «САМОАЛ в исследуемой группе.
Табл. 13
Статистически значимые изменения шкал теста «САМОАЛ в исследуемой группе (интервал не менее 3-х месяцев).
№ шкалы |
Название шкалы |
Изм. в % |
p |
I |
ориентация во времени |
18,4 |
<0,025 |
III |
взгляд на природу человека |
23,9 |
<0,002 |
IV |
потребность в познании |
13,25 |
<0,017 |
VI |
автономность |
14 |
<0,03 |
VII |
спонтанность |
18 |
<0,01 |
VIII |
самопонимание |
17,7 |
<0,00 |
IX |
аутосимпатия |
20,18 |
<0,06 |
X |
контактность |
17,8 |
<0,001 |
XI |
гибкость в общении |
16,73 |
<0,02 |
Резюме: Наиболее ярко проявлены различия в шкалах: ценностные ориентации; потребность в познании; автономность; спонтанность; аутосимпатия и контактность. Первые две шкалы характеризуют личностный рост, а последние четыре – изменения, которые опосредованно характеризуют изменение релаксационных навыков, которые, в свою очередь, тесно связаны с коммуникативными возможностями.
Данный тест подтверждает влияние Йога-Данс на духовный рост и развитие индивидуума, поскольку выделенные шкалы в своей совокупности характеризуют изменение мировоззрения в сторону расширения взглядов, способности к восприятию нового, более мудрого и терпимого отношения к жизни; увеличение способности к выживанию, росту внутренней независимости, спонтанности (в контексте креативности и раскрепощенности), приятии себя, что позитивно влияет на уровень самооценки, а значит и способности к самоактуализации.
Заключение.
Результаты исследования дают основание утверждать, что:
1. Занятия Йога-Данс оказывают позитивное воздействие на всю биоэнергетическую систему и соответственно влияют на психофизическое состояние организма. Уровень энергетического потенциала (JS) – зависит от вида и характера упражнений и отражает результат занятий Йога-Данс.
Занятия оказывают регуляционное психофизическое и психо-эмоциональное воздействие, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Занятия Йога-Данс, свидетельствуют о широких возможностях саморазвития посредством психофизических упражнений, включающих осознанное двигательное действие в соединении с релаксацией, ментальной практикой, и специфическими упражнениями на разно-уравневую координацию и тонкую моторику.
Данная практика, включающая осознанную работу в трансовых состояниях имеет большие возможности не только для поддержания и укрепления психофизического здоровья, что является насущной потребностью любого человека, но и расширения границ восприятия и устойчивости, что в итоге приводит к его дальнейшему духовному и личностному росту.
|