на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи

МЕДИТАТИВНОЕ ДЫХАНИЕ В ПРАКТИКЕ ЙОГИ

И.Н. Полтавцев
директор Калининградского (Балтийского)
института йоги и эзотерических знаний

Медитативное дыхание не является изобретением последних лет. И хотя Норбеков подобное дыхание называет своим именем, а Кандыба – своим, техника объединения дыхания с ментальным образом известна испокон веков. Например, у даосов это дыхание по малому или большому энергокругу. У Рамачараки это психическое дыхание «через кости». В Кундалини-йоге это дыхание по энергоканалам позвоночника. Анализ показывает, что, практически, все эзотерические и религиозные системы имеют в своем арсенале какие-либо техники медитативного дыхания. Просто различные варианты дыхания даются с разными названиями. Отсюда полнейшая разноголосица и отсутствие системного подхода. оздоровительные системы также заимствуют или заново изобретают подобные техники. Так Порфирий Иванов говорит о вдохе из верхних слоев атмосферы, Ниши о лечебном осознанном дыхании через больной орган и т.д. и т.п.
Приступая к исследованию феномена медитативного дыхания, мы задались целью систематизировать уже имеющиеся техники, апробировать и, по возможности, оценить их эффективность, выявить незакрытые «окна», попытаться создать и проверить недостающие компоненты системы.
В качестве рабочего определения мы остановились на следующем: медитативным является дыхание, сопровождаемое каким-либо динамичным визуальным образом, синхронизированным с дыхательным ритмом. Самый простой пример – это когда представляют порцию воздуха, движущегося по дыхательным путям. Сложнее – когда вдох представляют через макушку, а выдох, например, через копчик. Еще сложнее, когда начало вдоха и конец выдоха находятся вне тела. Например, начало вдоха от реального или воображаемого дерева, облака, озера и т.д.
Соответственно, конец выдоха: в землю, в центр Земли, в жерло вулкана, в воду или в космос. имеется еще и средняя часть дыхательного цикла со своими характерными образами. А могут быть еще и задержки также со специфической визуализацией.
Подобных сочетаний возможно великое множество. Вопрос в том, как и для чего их применять? Что ожидать и к чему стремиться в практике МД? Каковы закономерности МД? Зачем вообще применять МД?
А весь сыр-бор состоит в том, что и образ без дыхания, и дыхание без образа, значительно менее результативны, чем их совместное применение. Причем, разница не на проценты, а в разы, а то и десятки раз. Это было давно подмечено, отсюда и столь широкое распространение МД в эзотерике, йоге, магии, целительстве, дыхательных психотехниках. Отсюда и стремление многих исследователей и учителей приписать себе авторство МД.
В зависимости от вида применяемой техники МД его эффекты могут восприниматься на уровне ощущений следующим образом:

сброс напряжений,
легкость или тяжесть тела
тепло или холод в отдельных зонах или во всем теле
появление «мурашек»
волны дрожи
ощущение внутренних потоков энергии
видение цветности потоков
остановка мыслительного диалога
провал в трансовые или экстатические состояния (а их более 100 типов)
замедление или остановка (временная) дыхания
изменение эмоционального фона в сторону спокойствия, уравновешенности, отстраненности, невозмутимости, или воодушевления, радости и т.п.

На уровне объективных показателей происходит нормализация кровяного давления: высокое снижается, низкое повышается. Однозначно снижается мышечная и сосудистая спастика.
Наблюдается румянец на лице или покраснение кожных покровов всего тела (капиллярная гимнастика). Можно предположить, что происходит сдвиг КЩР (кислотно-щелочного равновесия состава крови) в щелочную сторону, улучшается кровоток, густая кровь разжижается и становится более текучей.
Полагаем, что механизм действия МД на уровне физиологии следующий: наблюдаемый эффект снижения активности дыхания в ходе практики МД приводит к накоплению углекислоты в организме, что и является причиной разогрева, а также снятия спазмов, блоков и зажимов. Улучшение кровотока приводит к насыщению тканей кислородом. Концентрация же внимания на месте локализации визуализируемых потоков в теле точечно усиливает обмен именно в той зоне, которую пытаются «продышать». Результат тем больший, чем длиннее дыхание и выше концентрация (четче визуализация).
Естественно, что имеются эффекты и на уровнях психики, сознания, энергетики. Они подлежат систематизации и изучению.
Общепринято считать, что на каждом этапе йога-тренинга решаются свои специфические задачи:

КРИЙЯ-ЙОГА - очищение, оздоровление, приведение тела в порядок,
ХАТХА-ЙОГА - набор силы, укрепление энергосистемы, усиление концентрации,
РАДЖА-ЙОГА - осознанное развитие системы Кундалини (чакры, каналы), контроль сознания и отдельных его уровней (подсознание, сверхсознание).

Естественно, что и МД на каждом из перечисленных этапов решает свои задачи.

МД и КРИЙЯ-ЙОГА.
МД применяется нами в группах начальной йоги (Крийя-йога) для ускорения
процессов очищения тела, уравновешивания психики, расширения сознания. В качестве примера приведем два рода задач, решаемых с помощью МД.
Задача 1. Местная активизация обменных процессов в болевых зонах и в области пораженных органов для ускорения процессов их оздоровления.
Можно было бы привести массу методик, но из числа нами апробированных хотим предложить наиболее оправдавший себя метод. Назвали его РОТОР.
В пораженной зоне визуализируется сгусток энергии в виде аморфной сферы. Цвет теплый, от оранжево-желтого до темно-красного. Сфере придается вращательное движение. Дыхание носом плавное, замедленное, не глубокое, с легким придыханием (сопение или, если угодно, шипение типа Уджаи).
Вдох ускоряет вращение (пример воздействия ветра на пропеллер) и питает сферу, вызывая ее наполнение, уплотнение, увеличение размера. На вдохе как бы включается «пылесос», который тянет энергию извне, исторгая ее в виде ветра на пропеллер нашей сферы. На продвинутых этапах представляется, что эта энергия засасывается по лучу (каналу) от Солнца, от стены огня или от расплавленной магмы центра Земли.
Вторая фаза – это визуализация вместо вращающейся сферы роторной фрезы, которая вгрызается свей шероховатой поверхностью (зубьями) в пласт пораженных тканей. На паузе после вдоха – вгрызание, на выдохе добавляется выброс отработки (шлаки, стружка).
Примечания.
Соотношение продолжительности фаз вдох-пауза-выдох отражается на результатах. Для того чтобы убрать скопившуюся энергию в зоне активного воспаления следует удлинять ВЫДОХ. А если процесс перешел в хроническую стадию и характеризуется недостатком энергии, то наоборот, удлиняется ВДОХ.
Играет также роль цвет ротора и характер источника подключения. Приведенный в примере теплый цвет ротора эффективен при холодных, иньских поражениях (хроника). При острых же, горячих (Ян) воспалениях, более подходит холодный цвет (голубой, синий, стальной, серый). Соответственно в качестве источника втягиваемой на вдохе энергии лучше тогда выбирать не Солнце, а Луну, Космос, или воду воображаемого озера, может быть даже подземного.
В конце процедуры «выгрызания» важно заместить возникший вакуум образом молодых тканей обновленного здорового органа.
Тонкости освоения. На первых порах образ может размываться, особенно у кинестетиков, в отличие от визуалов. Поэтому в начале лучше разделить весь визуализируемый процесс на две части и выполнить его за два дыхания. Опыт показывает, что эффективнее вдохом тянуть, а выдохом – толкать. Поэтому более легкий вариант, это когда вдох выполняем от Солнца (стягиваем вуаль со светила или тянем протуберанец), а на выдохе толкаем, раскручиваем ротор. Пауза же оставляется для визуализации процесса вгрызания ротора в опухоль.

Обсудить статью на форуме >>