на главную | Йога в России в XXI веке |
|
Статьи
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕНИНГА
|
Состояние (уровень) здоровья |
Этапы ЙОГА-тренинга | Основные действующие начала йогатренинга | Результат, как условие перехода на следующий этап |
Болезнь |
Йогатерапия | Индивидуальные рекомендации по диете, гигиеническим упражнениям, облегченной физкультуре йогов и дыханию, начальной релаксации |
Переход хронической болезни в стадию ремиссии |
Третье состояние |
Начальная йога | Ощелачивающая диета, пищевые разгрузки, кратковременное голодание, регулярные очистительные процедуры (нос, желудок, кишечник), облегченные упражнения, очистительные типы дыхания, релаксация |
Ощелачивание крови и появление чувства легкости в теле, разблокировка суставов, нормализация тонуса сосудов, контроль аппетита, усиление воли, преодоление лени |
Практически здоров |
Оздоровительная йога | Разгрузочная диетотерапия, периодические гигиенические промывки, позы до 30 сек. (перевернутые, на равновесие, гормонорегулирующие, суставные), диафрагменное дыхание, глубокая релаксация |
Устранение разнообразных вегето-сосудистых и функциональных нарушений, усиление неспецифического иммунитета, повышение концентрации внимания |
Фактически здоров |
Классическая йога Различные виды вегетарианства Наули и др. сложные крийи. |
Основные позы йоги в статическом исполнении с удержанием их от 1 до 3-5 мин. Основные пранаямы, начала медитации |
Повышение физической и интеллектуальной выносливости, достижение гормонального баланса, сила духа, сила воли. Развитие творчества, интуиции |
1-й уровень сверхздоровья |
Спортивная хатха-йога Силовые висы, предельные скрутки. |
Динамическое выполнение связок сложных поз, часто с параллельным медитативно-дыхательным тренингом, с задержками как на вдохе, так и на выдохе | Достижение высокого уровня гибкости, растяжки, выносливости, силы, координации. Постижение начал волевого управления автоматическими функциями организма |
В таблице указаны этапы ЙОГА-тренинга, какие трудно найти в реальной жизни. В рекламе мы встречаем объявления с совсем другими названиями школ и направлений йоги. Там не бывает начальной или спортивной йоги. И действительно, это условные, объединительные, обобщенные названия целых групп или классов школ и направлений. Возьму на себя смелость сделать примерную прикидку и распределить наиболее популярные и известные у нас направления по обозначенным группам.
МОДЕЛЬ ЭТАПНОСТИ ЙОГА-тренинга
Этапы ЙОГА - тренинга |
Двигательная плотность тренировок | Приблизительная периодичность и длительность тренировок | Школы и направления, представленные в России |
Йога |
Плотность минимальная. Статико-ритмичные комплексы облегченных поз терапевтической йоги с задержками на длину вдоха (выдоха). Большие перерывы в физической активности для пояснений и разговоров. |
2-3 раза в неделю по 1 часу | Наиболее полно направление представлено в книге Свами Шивананды «Йогатерапия» |
Начальная йога |
Плотность средняя. Преимущественно статичный вариант выполнения поз с удержанием их до 30 секунд. 2 – 3 перерыва для релаксации (5+5+10мин.) |
2-3 раза в неделю по 1,5 часа | Стиль йоги под названием «Искусство жизни» Равви Шанкара Динамические медитации по Ошо и парная йога (Частичное совпадение) |
Оздоровительная йога |
Плотность выше средней. Статичный вариант выполнения поз с удержанием их до 1 минуты, включение в тренировочный комплекс сложных асан. Парные растяжки и динамические упражнения на разработку суставов. 2 – 3 перерыва для релаксации (5 + 5 + 10мин.) |
3-4 раза в неделю по 1,5-2 часа |
Йога Свами Сатьянанды Сарасвати (Бихарская школа йоги, Мунгер, Индия) Йога школы Свами Шивананды (Ришикеш, Индия) Трай-йога Кали Рэй (США, Калифорния) |
Классическая йога |
Плотность высокая. Статичный вариант выполнения поз с удержанием их от 1 до 5 минут в зависимости от уровня подготовленности ученика |
До 6 раз в неделю по 2 часа | Йога школы Б.К.С. Айенгара (Пуна, Индия) В России это Центры Аштанга йоги. |
спортивная йога |
Плотность очень высокая. Быстрая (до 1 минуты) сменяемость с многократными повторами сложных асан, требующих высокого уровня силы, выносливости, гибкости, координации и растяжки |
Ежедневно по 2 – 3 часа и более | Аштанга Виньяса Йога - традиция Шри Т. Кришнамачарьи - Паттабхи Джойса (Майсор, Южная Индия). Школа Андрея Сидерского (Киев). Школа Андрея Лаппы (Киев) Черниговская школа интегрального тренинга |
Предложенную таблицу можно, конечно, критиковать. И посвященные знают, что моторная плотность и периодичность тренировок являются весьма изменчивыми показателями, трудно поддающиеся систематизации, они могут оказаться вообще случайными величинами. Зато непосвященные благодаря такой таблице получают возможность примерить нагрузки на себя и сделать выбор, может более правильный и осознанный, чем при полном отсутствии качественных характеристик.
Ранжирование школ по уровню нагрузок создает дополнительные возможности и для проведения разнообразных исследования и даже статистического анализа. Например, мы обобщили данные опросов и анкетирования, которые в течении ряда лет проводили на своих различных массовых мероприятиях. Вопросы звучали так:
1) Какую йогу Вы бы выбрали для себя и своей семьи?
2) Какие возможности удовлетворения спроса на услуги йога-тренинга Вам известны?
И вот как выглядит сводка обработанных данных, представленная в виде столбиковой диаграммы.
Беби-йога Детская Йога-Терапия Оздоровительная Классическая Спортивная
Как видно по диаграмме, лишь на спортивную йогу спрос сегодня может быть полностью удовлетворен. По остальным видам наблюдается явное опережение спроса. Особенно отстает от спроса развитие сферы услуг по йогатерапии. Так же велик разрыв в случаях с беби-йогой (занятия с детьми от 0 до 3-х лет) и детской йогой (от 3-х до 12 лет). Лишь наполовину удовлетворен спрос на оздоровительную йогу.
Почему нет массовости.
Подобное положение связано, по нашему мнению, с отсутствием школ по подготовке преподавателей йоги, вернее, с нерациональной структурой уже имеющихся школ. Сегодня для России характерен крен в сторону спортивной йоги, можно даже сказать, что элитарно-спортивная йога противопоставлена йоге для народа. В Европе и Америке такого не увидишь, уровень предлагаемых услуг плотно следует за спросом и малейший разрыв быстро устраняется.
У нас дефицит инструкторов детской и оздоровительной йоги, полагаю, обусловлен следующими причинами:
Давно назрело время поставить подготовку специалистов йогатренинга на поток. Преподаватели физкультуры в школах и детсадах должны владеть методикой ЙОГА-тренинга, иметь часы и программы для проведения уроков оздоровительной йоги.
Институты физкультуры и факультеты физподготовки университетов и пединститутов вправе включать в программу обучения студентов предмет ЙОГА-тренинга. Но прежде им самим нужны квалифицированные кадры преподавателей. Готовить их можно было бы централизованно на курсах специализации в одном из авторитетных Вузов России, Украины или Белоруссии. Правда, на первых порах неизбежны трудности, связанные с изданием учебника, утверждением школьных программ и т.п. Но и в коммерческом, и в нравственно-этическом отношении такой шаг мог бы быть вполне оправдан. Ведь речь, в конечном счете, идет о повышении культуры здоровья населения и, более того, фактически о выживании славянской нации, будущее которой сегодня в наших детях.
Опыт преподавания оздоровительной и развивающей йоги в школах и детских садах Калининграда показал, что детская йога может стать эффективным ответом на вызов времени, связанный с деградацией здоровья подрастающего поколения. В отличие от западного пути воспитания культуры здоровья, требующего огромных затрат на строительство спортивных залов и на их оборудование, наш ответ мог бы быть более экономичным и более эффективным. Ведь для преподавания йоги не нужно ничего, кроме квалификации учителя. Но чтобы сдвинуть дело, нужна большая государственная мудрость и немалая смелость. Есть ли это у нас? Хочется на это надеяться.
Проблемы подготовки инструкторов йоги.
Калининградский Институт йоги ведет подготовку инструкторов. Правда, если говорить о внутригородских нуждах, то наш товар штучный. Чаще это работа на выездных семинарах или по очно-заочной форме обучения. Существует небольшой опыт делегирования полномочий обучения и аттестации зарекомендовавшим себя школам и мастистым мастерам. Но в целом можно сказать, что массовости пока нет. Наши инструктора – это капля в море неудовлетворенного спроса. Каждый новый инструктор – это своего рода событие. Хотя нужно отметить, что в последнее время оживился интерес к получению квалификации инструктора здорового образа жизни, что равнозначно инструктору оздоровительной йоги. Эту тенденцию времени нужно отметить.
ЙОГА-тренинг для народа.
Программы обучения терапевтическому, очистительному и оздоровительному этапу ЙОГА-тренинга – это проблема. Программ обучения начальным этапам попросту нет. Последующие этапы – пожалуйста, море литературы и избыток учителей, демонстрирующих акробатику перед беспомощной публикой. Процент идущих за ними – минимален. По нашим исследованиям –это менее 10% от числа обратившихся или числа готовых заниматься началами йоги.
Более 15 лет нами было потрачено на то, чтобы дать ответ на данный вызов. Программы начального обучения – ноу-хау института йоги. В результате исследовательской работы сформировался синтез техник, методик, подходов и программ, который мы назвали «ЙОГА-тренинг делового человека». Акцент здесь на исключительно прикладную и рациональную основу занятий, ориентированных вначале на Здоровье, затем на гармонизацию психики (энергетики), и потом на развитие недостающих качеств, иначе говоря, на решение индивидуальной кармической задачи. Сейчас в институте йога преподается, фактически, по нескольким уровням:
СХЕМА СЕМИНАРОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА
Название | Теоретическое содержание | Ожидаемые результаты |
Лимонный | Кислотно-щелочной баланс (КЩР) крови. Природа соляных отложений Методы саморегуляции диетой и практиками йоги. Лимонотерапия |
Отказ от мяса животных. Самоконтроль КЩР по внешним признакам. |
Водный | Целебные свойства структурированной воды (талая, живая серебренная магнитная, кремниевая и др.) Информационные законы общения с водой внешней и водой внутренней (водная среда организма). Ритуалы информационного очищения жидкостей пищи. | Переход на прием структурированной воды. Повышение культуры приема пищи. |
Соковый | Чистка и лечение живыми соками плодов, овощей, зерен и трав |
Замена плотных ранних завтраков свежеприготовленными соковыми коктейлями |
Иммунный | Органы иммунной системы Стратегия и тактика повышения иммунитета. Иммунномодуляторы. | Постоянное внимание к иммунной системе. Ее питание и усиление. |
Соевый | Все о белках. Научные основы вегетарианства. Правда о группах крови. Технологии готовки, дегустация соевых блюд (соевый изолят, тофу, молоко, соевое зерно, окара) | Переход на более жесткий вариант вегетарианства. Погашение дефицита белка соевыми продуктами. |
Антипаразитарный | Паразитарная теория рака и большинства хронических болезней. Паразиты в полостях, органах и в крови. Чистки | Повышение бытовой гигиенической грамотности |
Зерновой | Все о крахмалах. Выбор – корнеплоды или зерно. Состав и лечебный потенциал различных зерен. Макробиотика | Отказ от рафинированных крахмалов (картофель, мучные изделия) |
Масляный | Все о жирах. Роль в организме. Плюсы и минусы различных масел. Лечение маслами | Осмысленное использование жиров в питании и быту. |
Медовый | Сахара в питании. Лечебное применение продуктов пчеловодства. Фальсификация меда. Дегустация | Отказ от сахарозы. Ограничение легкоусвояемых углеводов. |
Морской | Все о соли, ее роль в организме. Бессолевая диета. Лечебное и магическое применение соли. | Переход на применение соли в связанном виде. |
Разгрузочный | Кому и как можно и нужно разгружаться и голодать. Теория и практика разгрузочной терапии. Секреты и ошибки голода | Выработка индивидуальной тактики пищевых разгрузок. |
Как уже говорилось, на этих семинарах рассматривается не только теория йогатерапии, но проводится и практическое освоение очистительных техник крийя-йоги. То есть, охвачены все элементы йогатерапии, указанные Свами Шиванандой, причем, с попыткой дать современное научное обоснование древним истинам.
Мягкое нарастание нагрузок, системный подход, широкий охват рассматриваемых на занятиях вопросов и большое внимание к теоретическому обоснованию йогатренинга делают наши занятия привлекательными для людей зрелого возраста. Это значительная по численности группа населения, для которой иначе путь в йогу, практически, закрыт, поскольку занятия в молодежных центрах спортивной йоги не для них. В группах новичков таких большинство. И это благодарная публика. Они мотивированы на оздоровление и упорно работают над собой. Их успехи на пути к конечным целям йогатренинга, порой, даже выше, чем у молодежи.
|