на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи

ВОСТОЧНЫЕ МЕТОДИКИ
В ТЕРАПИИ СЕМЕЙНО-СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСГАРМОНИЙ

Прокопенко Ю.П.,
к.мед.наук, г.Москва

Семейно-сексуальная дисгармония – серьезная проблема сексологической практики. В ряде случаев она возникает самостоятельно, в то же время, как правило, сопровождая большинство индивидуальных сексуальных расстройств одного из партнеров.
Семейно-сексуальная дисгармония отражается на различных аспектах личного и партнерского существования. Возникает риск занижения самооценки, образования комплекса неполноценности, развития неврозов или депрессии, ухудшения партнерских отношений, внебрачных половых контактов, развода, суицидальных тенденций.
Таким образом, семейно-сексуальная дисгармония – это конфликт межличностных отношений, вызывающих дезадаптацию в социально-психологическом плане, проявляющуюся снижением сексуальной активности (Н.Д. Кибрик, О.А. Проховник, 2005). В то же время, необходимо упомянуть и о снижении удовлетворения своей интимной жизнью в широком смысле.
Семейно-сексуальная дисгармония может внезапно наступить у вполне адаптированных друг к другу партнеров после многих лет бесконфликтного сосуществования, а в других пара, наоборот, долгий и затяжной конфликт внезапно переходит в идиллический «медовый месяц».
Можно говорить о несовпадении физических, материальных, культурных, сексуальных и психологических особенностей супругов. Детализация каждого из факторов позволяет выделять различные варианты развития дисгармонии, что может оказаться важным не только в плане определения подхода к терапии данной пары, но и в осознании самими супругами последовательности развития их конфликта.
Дисгармония проявляется в стиле взаимоотношений между супругами – соперничество, псевдосотрудничество, изоляция. При этом и становление, и терапия каждого из стилей поведения являются индивидуальными и неповторимым. Это связано как с особенностями характера каждого из супругов, так и с влиянием социальной и микросоциальной среды.
Возможно, что использование восточного подхода к построению и стилю интимных отношений позволит врачам традиционного западного образования оказать более действенную помощь в случаях семейно-сексуальной дисгармонии.
Конечно, никакие отдельные упражнения не являются исчерпывающими при решении индивидуальных проблем пары. В то же время, знание хотя бы о направлениях различных методик и подходов в ряде случаев позволяет рассчитывать на быстрое решение проблемы, с которой супруги пришли к врачу.
При анализе картины семейно-сексуальной дисгармонии можно говорить о несовпадении физических, материальных, культурных, сексуальных или психологических особенностей супругов.
Детализация каждого из факторов позволяет выделять такие моменты, как непросвещенность в сексуальной области, сексуальный примитивизм, чрезмерная романтизация секса, несовпадение ценностных приоритетов, незнание или пренебрежение выполнением супружеских обязанностей в плане материального обеспечения, воспитания детей и т.д. Нередки также случаи, в которых дисгармония строилась на отсутствии взаимных чувств у супругов, наличии истерических или психастенических черт характера хотя бы одного из партнеров, несовпадении взглядов или жизненных установок, а также ролевых отношений.
Другой отправной точкой зарождения семейно-сексуальной дисгармонии могут быть несовпадения сексуально-конституциональных особенностей, запросов и ожиданий – например, разница в желательной частоте и формах проведения сексуальных контактов.
Неумение решать конфликты, различия в подходе к решению конфликтов, неадекватные реакции на конфликт усиливают напряжение в паре, что проявляется такими инфантильными способами привлечения внимания, как обида, гнев, агрессия. Каждый из супругов оценивает запросы и действия партнера с точки зрения своих интересов, своих особенностей сексуальных потребностей и возможностей
Другие закономерности зарождения и нарастания семейно-сексуальной дисгармонии в парах, в которых хотя бы у одного из супругов имеются сексуальные нарушения. При этом, как правило, за помощью к сексологу обращается тот партнер, у которого нет расстройства – он, как более сохранный, лучше видит и понимает нарастающие внутренние противоречия в паре.
Стандартное лечение семейно-сексуальной дисгармонии, как правило, включает в себя психотерапию, супружескую секс-терапию, лекарственную и физио-терапию, аутотернинг. При этом на первый план выходит психотерапия, задачи которой необычайно широки. Это и восстановление утраченных межличностных связей, и коррекция дисгармоничных отношений, и ликвидация невротических реакций на происходящее, и предупреждение фиксации на каких-то этапах достижения семейной гармонии.
При этом задачи психотерапии различаются в зависимости от индивидуальной картины дисгармонии в данной паре. Для одних пар необходима активизация интимной жизни, регулирование ритма и качества половых отношений. Для других – изменение оценки общечеловеческих и сексуальных качеств самого себя и партнера, просвещение в области психологии и физиологии половой жизни. Для третьих – умение открыто говорить о своих чувствах, давать и принимать наслаждение без оглядки на старые стереотипы.
Наконец, часть супружеских пар нуждается в прямом просвещении и руководстве по технике полового акта: виды и качество ласк, выбор поз, способы стимуляции, умение общаться во время близости, не теряя при этом возбуждения, расширение диапазона приемлемости (даже если не все, входящее в него, будет применяться супругами на практике).
При улучшении отношений в супружеской паре психологический климат в семье нормализуется, и интимные отношения полностью восстанавливаются – либо в потенции исходного консенсуса, либо в новых рамках и стереотипах.
В этой связи важную роль в терапии семейно-сексуальной дисгармонии может играть восточный подход к развитию, стабилизации, реабилитации интимных отношений в постоянной паре – как альтернатива западному подходу, и своеобразная модель психотерапевтической супружеской секс-терапии.

В первую очередь, в рамках психотерапии семейно-сексуальных дисгармоний необходимо использование общего подхода к вопросам любви и секса в восточных учениях.
В основном, эти вопросы разрабатывали два учения - индийская йога (в первую очередь – Тантра-йога) и китайское Дао любви.
Принципы и понятия восточного подхода к интимным отношениям могут быть использованы в следующих ситуациях.

1. Изменение идеологии секса для тех, у кого имеются проблемы с осуществлением европейской модели.
2. Снятие сверхценного значения длительности периода фрикций – при ускоренном семяизвержении и при ЕТ у пожилых мужчин.
3. Снятие сверхценного значения необходимости стойкости эрекции – при невротических расстройствах, а также при сосудистых проблемах.
4. Усиление значения парности секса.
5. Для мужчин: повышение ценности женского оргазма.
8. Для женщин: идея служения мужчине наряду с осознанием превосходства над ним.
9. Упражнения для повышения сексуальной (т.е. общей) выносливости.
10. Упражнения для укрепления эрекции.
11. Упражнения для задержки семяизвержения.
12. Упражнения для увеличения размеров пениса.
13. Профилактика гомосексуализма – на основе концепции Инь и Ян.
14. Внесение разнообразия в позы акта на основе эмоционального отношения в противоположность механистическому подходу.
15. Пропаганда здорового образа жизни.

Европейская модель интимных отношений является отражением общих тенденций развития культуры. Увлечение построением тела, развития мышечной силы и прочих внешних характеристик, привносит в интимные отношения механистический характер, некую «спортивность»: секс есть физически контакт на физиологической основе; оргазм – продукт «правильного» поведения партнеров; ограничения сексуальности сродни физической нетренированности, их можно преодолеть определенными упражнениями; любые сексуальные нарушения у мужчин, в конце концов, отражаются на эрекции, а ее можно добиться медикаментозными (Виагра et cetera), чисто механическими (внутрикавернозные инъекции), хирургическими (эндо - и экзопротезирование) методами.
Привлечение в сексопатологию термина «эректильная дисфункция» окончательно выхолащивает значение парности интимных отношений, низводит сексуальность мужчины к чисто физиологическому проявлению сосудистой реакции при парном сексуальном контакте. Это отражается на первом и основном значении сексуальной функции, как единственного парного физиологического акта (даже если не принимать во внимание психологическую сторону секса). Этот момент играет большую роль в усугублении семейно-сексуальной дисгармонии, окончательно разрывая пару на две противоборствующие личности. Поэтому необходимость восстановления гармоничных межличностных отношений становится еще более важной, учитывая для многих (особенно, молодых) пар значимость сексуальной жизни.
Конечно, в рамках европейской модели сексуальности есть немало опорных пунктов для построения более гуманистической и парно-ориентированной сексуальной жизни. Но во многих случаях психотерапевту и сексопатологу может быть более эффективно обратиться за примером к качественно новой структуре сексуальных отношений, чем отыскивать положительные моменты в уже скомпрометировавшей себя системе. Отсюда может возникнуть необходимость обратиться к восточной модели сексуальности и сексуальных отношений в паре.

Доктрина йоги рассматривает мир как проявление действий Шивы (мужской ипостаси божества) под влиянием пробуждающей энергии Шакти (женской ипостаси божества). Поэтому мужчина и женщина, как земные эквиваленты Шивы и Шакти постоянно находятся в аналогичной связи: мужчина способен проявить свою волю, но только под влиянием побуждения со стороны женщины. Отсюда вытекает необходимость моногамных отношений, в которых женщина берет на себя роль активатора, а затем поддерживает супруга в тех начинаниях, которые сама и инициировала.
Важно, что Тантра рассматривает человека не как богоподобное существо, не как индивидуума, стремящегося обьединиться с Божеством, но как уже Бога. С этой точки зрения тантрик смотрит на жизнь и тех, кто находится рядом. Как Бог он не может обижать их, а будет заботиться о созданном им самим мире и людях. Как Бог, он рассматривает других людей как Богов и Богинь, обладающих ясновидением – и потому не обманывает и не кривит душой. Он служит женщине, потому что она – Богиня, и одновременно общается с ней как с равной, потому что и он – тоже Бог.
Действуя в осознании совершенства каждого мужчины и каждой женщины, человек достаточно быстро отмечает, что его взаимоотношения и повседневная жизнь радикально изменяются. Хотя поначалу ему необходим посыл от психотерапевта, он быстро понимает различие позиций для отношений – обычные и те, которые приходят с осознанием новых приоритетов. Изменение взгляда на самого себя сопровождается улучшением как самооценки, так и соматического здоровья. Если мы плохо о себе думаем, то вряд ли можем надеяться на возможность стать счастливыми; а комфортная самооценка приводит к ощущению счастья. Если мы увидим себя чистыми и прекрасными, то мы как бы открываемся тем внутренним благодатным силам, которые внутри нас и вокруг нас.
Тантра-йога – учение, связанное с взаимодействием энергетики партнеров, имеет глубокий философский и мистический смысл. «Хорошее» поведение в течение жизни поощряется в будущем возрождении, в следующей жизни. «Правильное» сексуальное поведение является залогом хорошего здоровья, проявлением здорового духа, комфортных взаимоотношений супругов.
Дао любви – практические учение, направленное на улучшение качества жизни здесь и сейчас. Сексуальные отношения являются столь же необходимой частью жизни, как дыхание или питание, причем, тренировки в течение всей жизни позволяют продлить сексуальную активность до преклонного возраста, а нерегулярная интимная жизнь с частыми излишествами или воздержанием подрывают не только потенцию мужчины, но и само здоровье. В одном китайском сексологическом трактате IX века говорится: «Если пара правильно следует дао любви, то мужчина всегда будет здоровым и молодым, а женщина избежит Ста Болезней. Если же они неправильно практикуют дао, то занятия любовью могут навредить их здоровью. Правильное поведение пары должно быть таким, чтобы мужчина не был ослаблен, когда женщина уже полностью удовлетворена».
Древнейшее понимание дао любви было не только эзотерическим, но и гуманистическим. Важность постоянного удовлетворения женщины, несмотря на энергетическое различие партнеров, многократно подчеркивали все основатели дао. Мужчина-огонь способен воспламенить партнершу, но женщина-вода побеждает любой огонь. Мужчина сохраняет свой сексуальные способности, в конечном счете, для удовлетворения женщины и, если она не поддерживает его или даже сопротивляется партнеру, его желания не воплотятся.
Если мужчина настолько груб, что его не интересуют переживания партнерши, он может, конечно, более или менее длительное время иметь с ней сношения, испытывать оргазм при семяизвержении, но такое поведение более подходит животному; такой мужчина неспособен к даоскому пониманию глубинной сущности интимного общения.
Если же мужчина придет к пониманию важности ответной реакции женщины и затратит определенные усилия на то, чтобы соответственно воспитать себя и свою партнершу, он убедится, что наслаждение, получаемое от нее «рикошетом», гораздо сладостнее, чем переживаемое в одиночку, хотя и рядом с женщиной.
Женщина также должна иметь представление о дао. Европейская женщина часто считает, что, чем скорее происходит эякуляция у партнера, тем больше женщина влечет и возбуждает его. Такие женщины буквально требуют от партнера семяизвержения в знак доказательства любви, хотя сами могут вообще не испытывать оргазма, а порой даже и возбуждения.
Многие женщины являются своеобразными стихийными даосами: они готовы часами предаваться ласкам, не переходя к самому коитусу. В силу естественных природных различий женщина более эротична, и ее сильнее влекут нежность, ласка, поцелуи; мужчина более сексуален, у европейского мужчины на первом месте в сексуальном общении стоит сам половой акт.
Энергетический компонент интимных отношений в паре рассматривается как ведущий, причем внесемейные сексуальные контакты снижают энергетическую (и чувственную) насыщенность секса, приводят к утрате мужских сил, а в случае образования более-менее постоянной внебрачной связи – и к постоянной донации мужчины, как источника энергии для посторонней женщины.
В то же время, постоянный обмен энергией между супругами, замыкание внутренних связей, проникновение в чувства и эмоции друг друга усиливает сексуальное наслаждение, увеличивает потенцию супруга, повышает оргастичность супруги. Оргазм женщины питает мужчину энергией, не обедняя саму женщину – таково свойство женской энергетики. Поэтому мужчина должен стремиться удовлетворять женщину любыми путями – как половым актом, так и ласками. В то же время, мужчина сберегает семя, что позволяет ему идти на близость со слабой эрекцией или вовсе без нее.
Для налаживания энергетического обмена необходимо быть открытым для партнера, в то же время будучи способным давать ему все то, что он (она) высказывает как пожелание.
Образование энергетических связей происходит двумя путями – на уровне тонких энергий (психологическом) и на уровне физического тела (секс, как таковой). Для замыкания тонкого энергетического плана супруги совместно занимаются йогой, медитируют, открывают собственную душу и душевные переживания друг друга.
Понятно, что речь идет о психологическом компоненте брака: выявление положительных качеств партнера, создание идеального образа и адаптация его к существующему реальному супругу, открытость в эмоциях, психологическая поддержка в стрессовых и бытовых ситуациях, умение не только давать, но и принимать поддержку партнера.
На основе изложенных подходов к общим моментам взаимоотношений супругов врач более эффективно может построить свое влияние для разрешения межличностного конфликта.

Обсудить статью на форуме >>