на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи

КУНДАЛИНИ-ЙОГА


Свами Сатьянанда Сарасвати
Интернет-ресурс Студии ENINFO
Eninfo.narod.ru

О системе:
1. Общая информация:
Кундалини-Йога - это самодостаточная система интегрального тренинга, которая в основном работает с главным каналом - Сушумной, двумя другими важными энергетическими каналами - Идой и Пингалой, а также с самыми крупными энергетическими вихрями - или на санскрите называемых чакрами - это семь самых важных чакр: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна и Сахасрара.
С традиционными изображениями этих чакр, а также с локализацией (соответствием определенному месту в органическом теле) перечисленных выше каналов и чакр Вы можете ознакомиться на странице "Локализация самых важных каналов и чакр, используемых в Кундалини-Йоге".
Практика этой системы интегрального тренинга эффективно приводит к Открытому, а затем и к Полному Восприятию за счет пробуждения Кундалини.:
"…Кундалини - это подлинное сознание человечества, потенциальная сила, дремлющая у основания позвоночника. У мужчин она локализована в промежности, между анусом и половыми органами, а у женщин - в шейке матки. Эта локализация и называется обителью Кундалини, или Муладхара чакрой, которая в органическом теле проявляется как действительная физическая структура, небольшая железа. Ее можно даже сжать, но этим ее не разбудишь. Чтобы ее пробудить, необходимо практиковать асаны, пранаямы, крийи и медитацию. Затем следует накопившуюся прану (энергию) переместить в Муладхару, которая разбудит Кундалини и вынудит ее подняться сквозь центральный главный энергетический канал Сушумна нади. Кундалини при этом пронизывает все чакры (иногда постепенно, по одной, иногда сразу несколько), которые распускаются подобно цветкам лотоса, и последовательно пробуждает соответствующие дремлющие участки мозга.
Однако пробуждение Кундалини в Муладхаре - это одно, а пробуждение ее в Сахасраре (самой верхней чакре - в органическом теле соответствует макушке головы) - это совсем другое: как только расцветает тысячелепестковый лотос Сахасрары, пробуждается высшее сознание, которое является автономным, так как знание, извлекаемое из него - независимо, в то время как обычное сознание зависит от информации, которую ум получает от органов чувств …"
(из книги Свами Сатьянанды Сарасвати "Кундалини-Тантра".*.).
"…Когда спящая Кундалини пробуждается благодаря милости Гуру, она пронизывает все чакры. Прана идет дорогой Пустоты, Царской Дорогой. Тогда мысль освобождается от всякой привязанности и побеждается время.

…Кундалини дремлет над Кандой, давая свободу йогам и связывая глупцов. Тот, кто знает это - знает Йогу. Кундалини описывается подобно свернувшейся змее. Тот, кто заставит Шакти двигаться, безусловно освобожден.

…Йогин, который приводит в движение Шакти, становится обладателем Сиддх. Что еще сказать об этом! Играючи он побеждает Время. …"
(из книги Свами Сватмарамы "Хатха-Йога-Прадипика").

Кундалини-Крийя, как и любая другая полноценная система интегрального тренинга, не только является полностью самодостаточной для достижения Полного Восприятия. (Полного Осознания, Полной Величайшей Свободы человеческого существа), но и также приводит ко всей сопутствующей практике этой системы совокупности максимального жизненного благополучия.- как относительно здоровья, так и относительно социума.
В свете трех главных путей - Пути Развития Силы, Пути Развития Осознания и Пути Развития Связи с Искренностью - система интегрального тренинга Кундалини-Крийя принадлежит, в основном, Пути Развития Силы и Пути Развития Осознания.
2. Два основных подхода к практике Кундалини-Крийи:
Существует два основных подхода к практике Кундалини-Крийи: тантрический и ведический. Тантрический подход - это подход Пути Развития Силы. Ведический подход - это подход Пути Развития Осознания.
В тантрическом методе - сначала главный канал (Сушумна) заполняется большим количеством жизненной силы (энергии, праны), а затем разбуженная этим процессом Кундалини также входит в Сушумну по следам зашедшей туда жизненной энергии. В ведическом методе - наоборот: сначала Кундалини, пробужденная раскрывающимся и развивающимся сознанием, входит в Сушумну и следует по ней вверх, а затем за ней вслед движется весь "эскорт" жизненных энергий.
Вот хорошо объясняющий основные различия этих двух методов, фрагмент из книги Шри Чинмоя "Кундалини: Сила-Мать":
"…Существует два пути для того, чтобы вступить в пределы Кундалини Йоги: через Тантру или же через Веданту. Тантрический подход систематизирован, тщательно разработан, но в то же время достаточно опасен. Подход Веданты прост и исполнен мистики, но он безопасен и ни в коей мере не менее исполняющ.
Тантрический метод опасен по той причине, что он сначала имеет дело с низшим виталом и эмоциональной стороной жизни. Этот подход динамичный и требующий отваги. Кому-то удается очистить себя, мужественно вступив в витальный мир и возвратившись оттуда с триумфом; кто-то, кто недостаточно силен, чтобы победить витальные силы, может совершенно затеряться в невежестве витального мира.
Путь Веданты безопасен, потому что ищущий концентрируется и медитирует, чтобы поднять, очистить, просветлить свое сознание, прежде чем он попробует работать с нечистотой и темнотой витальных сил, которые стремятся поработить его. Когда ищущий вступает в низший витальный мир, неся свет и вдохновение, он, к его величайшему удивлению замечает, что низший витал просветлен, очищен и исполнен божественного.
Тантрический процесс требует от ищущего способности к постоянному и сознательному самоотчету во всех внутренних движениях от Муладхары вверх к Сахасрара чакре. Путь Веданты требует от ищущего постоянного и сознательного самоотчета о развивающем и освобождающем сознании…".
Наиболее эффективным способом практики Кундалини-Крийи является совмещение обоих подходов - и тантрического, и ведического - в одном практическом потоке: - тантрический подход делает прогресс практики наиболее быстрым и глобальным, а ведический обеспечивет контроль и безопасность практики за счет параллельно раскрывающегося и развивающегося осознания. Наиболее четко пример такого совмещения можно увидеть в практическом синтезе трех систем - "Хатха-Садхана - Кундалини-Крийя - Система интегрального тренинга Шри Чинмоя"…
Далее мы подробно рассмотрим один из наиболее эффективных тантрических практических алгоритмов практики Кундалини-Крийи, предложенный Мастером Свами Сатьянандой Сарасвати:

Практика:
1. Основы практики:
Для успешной и безопасной практики Кундалини-Крийи имеет смысл просмотреть материал, размещенный на странице "Системы" в разделе "Основные положения" (особое внимание имеет смысл уделить пункту IV, посвященному двум основам - непричинению вреда и сохранению и трансформации сексуальной энергии, принципиально необходимым при практике любой системы интегрального тренинга).
А для более эффективной практики Кундалини-Крийи - имеет смысл ознакомиться с материалом о синтезе и эффективном совмещении трех систем: Хатха-Садханы, Кундалини-Крийи и системы интегрального тренинга Шри Чинмоя.
2. Структура этапов практики:
Ниже дается краткий алгоритм практики Кундалини-Крийи в том виде, в котором она дается Мастером Свами Сатьянандой Сарасвати в книге "Кундалини-Тантра" (существуют также и другие методы пробуждения Кундалини, но этот, приводящийся ниже, - наиболее тотальный и эффективный):
Существуют четыре ступени последовательного пробуждения кундалини, которые существенно отличаются друг от друга:
- I-я ступень - чистка Иды и Пингалы нади и формирование между ними гармонического взаимодействия,
- II-я ступень - пробуждение чакр,
- III-я ступень - пробуждение Сушумна нади,
- IV-я ступень - пробуждение Кундалини
3. Собственно практика:
В наиболее полном объеме практика Кундалини-Крийи освещена в книге Свами Сатьянанды Сарасвати. "Кундалини-Тантра". Эта книга является самым полным и проработанным из опубликованных когда-либо практическим описанием всех этапов практики поднятия Кундалини.
Подобно тому, как выход в свет работ мастера Мантэка Чиа открыл совершенно новый этап в истории литературного изложения даосских методов психофизического тренинга, появление книг Свами Сатьянды Сарасвати и других представителей Бихарской школы Йоги знаменует собой принципиально новый подход к изложению психоэнергетических основ йогических практик, в частности, техник Крийя-Йоги и Хатха-Йоги.
Кундалини-Тантра связывает воедино философию и психоэнергетическую практику Кундалини-Йоги, раскрывая технологические секреты, еще совсем недавно предназначавшиеся исключительно для устной передачи непосредственно от учителя немногим избранным ученикам. В русском переводе книга была тщательно отредактирована и дополнена Андреем Лаппа, имеющим многолетний личный опыт практики Кундалини Йоги.

О Мастере Свами Сатьянанаде Сарасвати:

Свами Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Решикеше своего гуру Шри Свами Шивананду. После 12-летнего обучения у Шри Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках Йоги и Тантры у разных Мастеров.
В 1963 году он основал Бихарскую школу Йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик Йоги и Тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников.
Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по Хатха-Йоге и Кундалини Йоге, Тантре и медитации, среди которых такие великолепные книги как:
"Асана Пранаяма Мудра Бандха" (на русском языке книга была выпущена в 2000 году издательством "София".),
"Мула Бандха - ключ к мастерству" (на русском языке книга была выпущена в 2000 году киевским издательством "Janus Books", тел. в Киеве: (044) 565-77-45),
"Кундалини-Тантра" (на русском языке книга издавалась в 1997 году и в 2001 году.*. Книга представляет собой наиболее полное из изданных когда-либо подробное практическое руководство по практике Кундалини Йоги),
"Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс" (на русском языке книга была выпущена в трех томах в 2004 году московским издательством "Издательство К.Г.Кравчука" - адрес издательства: 196143, Москва, ул. Голубинская, 17/9-501), - причем эта книга вызывает особо большой интерес, так как, являясь исключительно качественно проработанным и систематизированным практическим руководством, при этом освещает наиэффективнейшие алгоритмы практики, эффективность которых проявляется за счет совмещения в одном тренировочном потоке сразу нескольких различных направлений йогической практики: Хатха-Йоги, Кундалини-Крийя Йоги, расширенного комплекса техник пратьяхары, дхараны, дхьяны и техник Бхакти-Йоги – на нашем сайте подобное совмещение различных направлений йогической практики представлено в качестве синтеза трех систем – "Хатха-Садхана – Кундалини-Крийя – система интегрального тренинга Шри Чинмоя".*.),
"Хатха-Йога-Прадипика. Перевод и комментарии Свами Сатьянанды Сарасвати и Свами Муктибодхананды" (на русском языке книга была выпущена в 2002 году московским издательством "Ишвара", книга представляет собой очень интересные и исключительно подробные практические комментарии к "Хатха-Йога-Прадипике" – известнейшей древней книге йогической традиции),
"Йога-Нидра" (эта книга также издавалась на русском, в ней представлены исследования и успешные применения Свами Сатьянандой Сарасвати тантрической практики Йога-Нидры – Йоги психического сна);
* Примечание:
- на английском языке (в оригинале) все эти книги, а также множество других ценных книг Свами Сатьянанды Сарасвати и представителей Бихарской школы Йоги, можно приобрести на сайте - http://www.yogavision.net/.;

Хатха-Йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на всесторонний оздоровительный аспект практики. Стиль практики асан здесь в основном не отличается от школы Шри Свами Шивананды, но при этом диапазон всех используемых йогических техник намного расширен и оптимизирован - причем особенно большой интерес вызывают, конечно же, разработки Бихарской школы по медитативным, тантрическим практикам - особенно по практике Кундалини Йоги.
В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в Махасамадхи, и общаясь только с близким кругом учеников.

Обсудить статью на форуме >>

 


 



 

 


Паркетные работы: циклевка паркета, укладка паркета. Ссылка циклевки паркета. | профнастил с полимерным покрытием | Пластиковые пвх окна в кредит. Окна пвх балконы. | Магазин Инфинити Техно кран broen, отличные цены.