на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

  Статьи

КАКАЯ ЙОГА К НАМ ПРИШЛА?


Тетерников Л.
г. Москва,
Школа Рациональной йоги
www.teternikov.ru

Почему в школе Рациональной йоги Хатха-йога органически слилась с Тантрой? Многие, кто практикует Йогу, дистанцируется от Тантры.
Если их спросить почему, то в ответ слышишь нечто удивительное:
– Это там где любовью занимаются? Нет, не хочу!
Это значит, что я занимаюсь Йогой, стою на духовном пути развития, а занятия любовью этому никак не способствует и я выше этого. Звучит странно, но резонно. Ведь одна из заповедей Йоги - соблюдение Брахмачарьи. Многие учителя трактуют это как целибат, воздержание от сексуальной жизни. Во многих книгах по Йоге вы можете встретить положение о том, что Брахмачарья является необходимым условием для пробуждения Кундалини. Это положение соответствует и религиозной идеологии. В христианской церкви тоже считается, что духовность и проявление сексуальности несовместимы. Вот отсюда и идет отрицание Тантры.
А для многих Тантра что-то далекое, таинственное и непонятное, может быть немного манящее, но пугающее. В Йоге с партнером приходится быть в довольно близком контакте мужчинам и женщинам, приходится касаться друг до друга не только руками, но иногда и всем телом. И это далеко не всегда твой муж или жена. А многие совместные асаны буквально генерируют сексуальную энергию друг у друга. В спонтанной Йоге, если это случается даже без партнера, происходит нечто большее. Почти все, кто имел этот опыт, проходят через стадию удовольствия и наслаждения. Иногда это чисто сексуальное ощущение, а очень часто превосходит его по качеству, тонкости восприятия и наслаждения. Я сам был приятно поражен, когда впервые случился спонтанный танец с партнершей, насколько легко было одним вдохом возбужденную энергию перебросить вверх по позвоночнику и передать ее партнерше. Было реальное ощущение, что она чувствует, как эта энергия буквально входит в нее через сердечный центр и соединяется с ее энергией.
Лена Починок – первая исполнительница или соавтор спонтанного тантрического танца йоги с партнером – впоследствии написала, что у нее не было знакомых сексуальных ощущений. Но появились новые, ранее незнакомые. И она оценила это намного выше, чем обычные занятия любовью. В каждом спонтанном танце это бывает по разному. В каждом случае ощущения в чем-то похожие, а в чем-то и разные. Ты не ждешь этого, ты не стремишься к этому. Это случается. И случается всегда вдруг. Иногда это накатывается как волна, а иногда взрывается в Муладхаре и субъективно воспринимается как взрыв энергии внизу живота, к чему мы так привыкли.
Те йоги, которые считают, что энергия нижних энергетических центров не способствует духовному развитию, немного лукавят. Они все равно занимаются любовью. Только позже в их подсознании остается ощущение греха. Мне представляется, что гораздо лучше в такой ситуации просто жить как все люди и не воображать, что куда-то стремишься. Можно невроз заработать из-за внутреннего противоречия или нечто большее.
Древняя Тантра является доктриной, учением или системой, где сексуальная энергия используется для духовного развития, и не за счет ее подавления, а за счет обретения над ней полного контроля.

По преданию, Йога пришла на землю Индии через спонтанный танец Бога Шивы на его собственной свадьбе. Это предания все тех же коренных дравидов. В результате появилось 84.000 поз. Восемьдесят четыре тысячи поз можно было выполнить только в измененном состоянии сознания при пробуждении и поднятии Кундалини. Потом, после свадьбы, Шива передавал мудрость Йоги своей супруге Парвати. Вы думаете, он ее учил, как стоять на голове или выполнять Шанкпракшалану? Может быть, и учил. Свидетельств не сохранилось. А вот как он ее учил мудрости Тантры, есть письменные источники.

Обратите внимание на то, что Йога пришла через спонтанный танец. Из спонтанного танца выросла Аштанга-йога или восьмиступенчатая Йога Патанджали. Кто-то разбил спонтанный танец Шивы на восемьдесят четыре тысячи поз. Фрагменты этого танца сейчас разучивают миллионы людей как Хатха-йогу. И мне кажется, нет ничего удивительного в том, что в разных местах земного шара иногда случается если и не спонтанный танец Шивы, то, по крайней мере, какая-то его часть. В 1929 году это случилось в Индонезии с Бапак Мухамед Субух, основателем духовного движения Субуд. Ядром Субуд является спонтанный танец Латихан. А условием выхода в спонтанный танец является тотальная сдача себя Всемогущему Богу. Наш современник в Индии Свами Крипалванад, учитель Амрита Десаи и Раджарши Муни не только сам наслаждался этим танцем, но и передавал эту способность другим. Свами Крипалвананд никогда не покидал Индии. Случилось так, что его ученики более известны на Западе, чем он сам.

В древности, до прихода арийских племен на полуостров Индостан, Тантра и Йога практиковались совместно. Тантру и Йогу практиковали коренные дравидские племена. Это было во времена матриархата, когда ни у кого и в мыслях не было как-то искусственно ограничивать сексуальность человека. Принцип Брахмачарьи появился гораздо позже, уже в исторические времена. О нем мы узнали от мудреца Патанджали. Еще неизвестно что появилось раньше, Тантра или Йога. Тантра является ветвью Йоги или Йога является ветвью Тантры. Как далеко простирается вглубь веков возраст Йоги и Тантры определить невозможно. Письменные источники не сохранились, а может быть, их вначале и не было. Сохранились устные предания, легенды и мифы. Между тем археологи обнаружили фигурки людей на территории современной Индии в позах Йоги, возраст которых простирается в доисторические времена. От нашего внимания как-то ускользнуло то, что эти фигурки не валялись на земле. Это были скульптуры богов на стенах храмов забытой цивилизации. Кто-нибудь нашел фигурку человека, стоящего на голове? Нет, это были фигуры в совершенно определенных позах ЕДИНЕНИЯ, понятных каждому. И именно эти позы называются позы Йоги.

Известно, что Патанджали не был творцом или основателем Йоги. Он только «систематизировал Йогу», систематизировал то, что люди до него практиковали тысячи лет. А может быть, он систематизировал тот взгляд на древнюю Йогу, который сложился ко времени его жизни? Разве можно предположить, что в течении тысячелетий Йога никак не менялись? За это время сменился общественный строй, сменился уклад жизни, свободные люди и хозяева своей земли стали слугами или рабами пришельцев. Когда Патанджали создавал свой эпохальный труд, создавал ту Йогу, которая пришла к нам, господствовала религиозная идеология. В обществе доминировали брахманы, которые устанавливали, что морально, а что аморально, что прилично, а что неприлично, что можно, а чего нельзя.

Эта мысль пришла ко мне еще давно. Я писал об этом в книге «Рациональная Йога». А вот то, что я нашел позднее у основателя Бихарской школы Йоги Свами Сатьянанда Сарасвати: «В Йога-сутрах Патанджали вы не встретите слова “Кундалини”, потому что не все святые риши или учителя называли Кундалини именно этим словом, особенно если принять во внимание, что слово “Кундалини” является термином Тантры, которая во времена Патанджали, жившего 2600 лет назад, была изрядно дискредитирована в Индии. Священнослужители в те времен эксплуатировали доверчивых людей и присваивали себе их дары. Поэтому Тантра и тантрическая терминология были запрещены, но чтобы сохранить живое учение, был пущен в обиход другой язык, иные термины».

Ну, точно так, как в “развитом социализме”! Мы тоже вместо термина “асаны” употребляли “статические позы тела”. Патанджали жил в эпоху засилья брахманизма, религиозной идеологии и сурового патриархата с разделением людей на касты. На его восприятие Йоги не могло сказаться то поле сознания, та энергия, которым был насыщен воздух Индии в то время. Мы должны быть благодарны Патанджали за его труд, но нельзя слепо и буквально воспринимать все то, что написано в его сутрах. А, читая комментарии к сутрам Патанджали, тоже нужно разобраться во взглядах самого комментатора.

Практикуя Аштанга-йогу, нужно отдавать себе отчет, что мы практикуем. Не зная этих тонкостей, раньше у меня было ощущение, что в Йоге есть какая-то недосказанность, не хватает каких-то элементов, не сходятся концы с концами, нет круга, нет завершенности. И это как раз относится к стержню учения Йоги, Кундалини и нашей основной жизненной энергии, энергии Муладхары и Свадхистханы, т.е. сексуальной энергии.

До сих пор во многих городах Индии мужчины и женщины входят в разные двери автобусов. Да и в храмах принято сидеть порознь друг от друга.
Этот обычай учителя Йоги принесли с собой и на Запад. В некоторых ашрамах даже в залах для медитации и Хатха-йоги мужчины сидят справа, а женщины слева от алтаря или от учителя.
Чего же опасаются учителя? Избытка сексуальной энергии и спонтанного подъема Кундалини? Или наоборот, создают напряжение на разных полюсах женского и мужского начала? А может быть, это традиция? Никто не будет вам объяснять, почему так. Сошлются на традицию, на то, что так делали их учителя. А учителя учителей забыли сказать своим ученикам, почему они делают именно так, а не по-другому. И почему, собственно, все обычные люди могут обнять друг друга или пожать руку при встрече, а йоги на занятиях должны отгораживаться друг от друга “железным занавесом”? В тюрьмах тоже предусмотрено “раздельное содержание”. Только там это рассматривается как наказание. И удобно это только администрации.

Было ли так всегда? Мне кажется, что когда-то, когда люди были без религиозных предрассудков они, возможно, практиковали Йогу с партнером, или как ее назвали сейчас в США “контактную Йогу”. В 1997 году Йога Джорнэл поместил первую хвалебную статью о Йоге с партнером с фотографией на обложке. Если до нас дошло описание только индивидуальных асан, то это совсем не говорит о том, что в древней Индии не было других вариантов. И если Йоги с партнером нет в традиции, которая начинается от Патанджали, то в традиции Тантра-йоги она, видимо, была. Это никак не противоречит духу Тантры. Тантра предусматривает работу с тонким энергетическим телом, с энергией Кундалини, с энергией Муладхары. И это можно делать не только в тантрическом ритуале, но практикуя медитацию и Хатха-йогу.

В Даосской Йоге считается, что занятия любовью являются мощным целительным и тонизирующим средством, потому что это включает совместное использование и генерацию жизненной энергии человека. Эта энергия более мощная, чем действие трав или лекарств. Сексуальная функция, по Даосской йоге, тесно связана с физическим и умственным здоровьем и является основой для совершенствования высших духовных способностей. Даосы знают, что гормоны, секс, свойства личности, здоровье и духовное развитие, предназначение человека неразделимо связаны вместе. Секс влияет на эволюцию мужчины и женщины, на эволюцию Человека и через это – на равновесие всей Природы.
Современные психиатры, независимо от даосов, обнаружили, что воздержание и подавление сексуального инстинкта никак не способствует улучшению здоровья. Наоборот, воздержание ускоряет развитие невроза или психоза. А воздержание даже с духовными целями, но без направления избытка энергии в верхние центры часто вызывает различные расстройства.

Сопоставляя современную волевую Йогу и Тантру, можно сказать, что Йога это путь воина, путь силы, самообладания и труда. Тантра – путь любви, самопожертвования, самоотдачи, растворения эго. Тантра – это путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, самореализацию и развитие до божества своей внутренней сути. Йога – движение к Богу через труд, усилия, упражнения. Йога борется с желанием. Тантра использует энергию желания на пути самореализации и движения к Богу. Йога часто имеет дело с физическим телом, Тантра – с тонким, внутренним энергетическим телом. Йога – наука. Тантра – искусство.

Конечной целью индивидуальной эволюции человека является просветление, достижение состояния Будды. Это может произойти, когда человек развивает в себе положительные, божественные духовные качества и избавляется от отрицательных, таких, как жадность, зависть, ревность, невежество чувство эго. И если йоги стремятся к этому всю свою жизнь, то тантрики принимают будущий результат духовной эволюции за начало своего пути. Тантрики в данный момент думают, говорят и действуют, как будто уже сейчас у них есть все эти качества, как будто они уже сейчас – совершенные существа.

Т.е. конечный пункт йоговского саморазвития в Тантре принимается за исходную точку. Ты сейчас, в данный момент, совершенное существо, совершенная душа, Джива Мукти. Поэтому будь так добр или добра не только думать так, но и действовать так и поступать как бог.

Тантра является мощным методом найти себя, реализовать все самое лучшее, что есть в нас. Если мы увидим себя чистыми и прекрасными, то мы как бы открываемся тем внутренним благодатным силам, которые внутри нас и вокруг нас. К сожалению, для многих на Западе, в наши дни Йога ассоциируется со статическими позами физического тела, а Тантра – с техниками занятия любовью. На самом деле, Йога без Тантры переходит в упражнения для физического тела, а Тантра без Йоги – в секс. И то и другое хорошо по-своему. Только нужно иметь в виду, что Бог Шива – отец как Йоги, так и Тантры. И если кому-то кажется, что можно отделить Йогу от Тантры или Тантру от Йоги и успешно практиковать одно или другое – то это заблуждение.

Здесь речь идет о сопоставлении Тантры и той Йоги, которая к нам пришла. На самом деле в древности не нужно было ничего сопоставлять и сравнивать. Эта была единая система и единая практика. Тантрическое учение о Кундлини является главным в Йоге. Основная техника для удержания Бинду или семени в Тантре – йоговская Ваджроли мудра. Мула бандха, дыхание кобры – тоже техники Йоги. Без взаимопереходящих техник не может быть ни Тантры, ни Йоги.

«Трубку необходимо ввести в уретру для ее расширения. Таким образом, пенис становится сильнее»… Затем описывается практическое использование Ваджроли.

« В укромном месте обнаженный мужчина ложится на обнаженную женщину. Оба затаивают дыхание и обнимают друг друга. Мужчина вводит Лингам в Виджайну. Затем они целуют друг друга и производят различные звуки, царапают друг друга…

…Постоянно практикуясь, мужчина должен абсорбировать своим пенисом бинду (имеются в виду не только мужские, но и женские оргазмические выделения) используя Ваджроли.

…Таким образом сохраняя свое семя и абсорбируя женское, йогин побеждает смерть».

Обратите внимание, что не тантрик побеждает смерть, а йогин. То есть это йогическая техника контроля и сублимации сексуальной энергии. Судя по красочному, хотя несколько для нас экзотическому описанию, древние йоги были совершенно нормальные люди. Иногда «царапались». Далеко не все были аскетами и жили в целибате. Они занимались любовью и самосовершенствованием одновременно.

Аналогичное описание использования Ваджроли и способа победы над смертью есть и в хорошо известном, авторитетном и популярном йоговском источнике, в Хатха-йога Прадипике. Когда западные последователи Йоги спрашивают об этом несоответствии у авторитетных современных Свами, то получают ответ, что это надо понимать символически. Ван Лизебес указывает, что переводчик другого классического текста Йоги Шива Самхита оставил такую заметку:

«Ваджроли, описанная в классическом тексте опущена потому, что эта непристойная техника практикуется только низшим классом тантриков».

Вот так! Переводчик знает что пристойно, а что не пристойно. Те же, кто писал Шива Самхиту, заблуждались. Переводчик был, безусловно, из высшей касты ариев. Как правило, это ученые брахманы – пандиты. Они знали санскрит и имели доступ к первоисточникам. Точно так же, как наши философы при социализме имели доступ к секретным фондам библиотек. Хорошо, что некоторые из них приводили обширные цитаты из тех секретных источников, которые они критиковали. Я лично много узнавал не только из самиздатовской литературу, но и из официальной, критической.

Напомню, что Тантра возникла у коренного населения полуострова Индостан – дравидов. Пришли с севера арии, завоевали страну, разрушили ирригационные сооружения и города, поработили дравидов, сделали из них низшую касту слуг, а Йогу кастрировали и ввели Брахмачарью. А «Брахмачарья», между прочим, означает «служение Богу». Вот только разные люди по разному понимают служение Богу.

Недавно мне пришла в голову совсем необычная мысль. Если кто-то из читателей знаком с учением Гурджиева, то будет легче понять мою мысль. Когда он рассматривал устройство Вселенной и всеобщую энергозависимость, то говорил, что более низкий уровень жизни или энергии служит питанием для более высокого. Солнечную энергию поглощают зеленые растения. Их съедают животные. Часть животных, в том числе и человек, не довольствуются растениями. А каким образом человек вносит свой вклад в общую энергетику? Что он дает для питания тому, что стоит над нами? Молитву и медитацию? Нашу любовь от всего сердца? А может быть ту энергию, которая высвобождается в процессе занятия любовью не только на уровне сердца? Зачем нужно было создателю программировать людей на занятие любовью не только для продолжения рода? Только для того, чтобы скрасить нашу борьбу за выживание?
Наша сексуальная энергия напрямую связана с энергией Кундалини. С последним выдохом Кундалини покидает тело. Если это универсальная энергия, то куда она девается? Куда девается тот мощный энергетический выброс, который имеет место вместе с выбросом семени? Воздух греет? А вспомните нечто аналогичное из учения древних мексиканских индейцев, принесенных нам К. Кастанедой, о главной задаче война! Дон Хуан говорил о том, что мы являемся пищей для Орла. Я так и не понял до конца, что это за Орел и каким образом мы являемся для него пищей. Может быть, здесь в такой скрытой форме выражена та же самая мысль Йоги об удержании семени, а значит и энергии. Не зря же К. Кастанеда пытался найти параллели между учением Дона Хуана и Йогой! Я читал его беседу на эту тему со Свами Муктанандой, основателем Сидха-йоги, исповедовавшего кашмирский шиваизм – разновидность Тантры. Кстати из их беседы, по словам самого Муктананды можно сделать точно такой же вывод к чему пришел интуитивно Владимир Высоцкий: «Раньше йог мог…» На все вопросы Кастанеды о сравнении техник Дона Хуана и Йоги, Свами Муктананда отвечал, что это было известно в древности, а сейчас это знание потеряно.

И даже если это не относится непосредственно к нашей теме, то стоит об этом задуматься.

В настоящее время все больше и больше людей приходят к необходимости интеграции Йоги и Тантры. По отдельности они просто не могут дать того полного эффекта, на что способны. И это относится не только к тантрикам. Так, известный в США учитель и профессор Аюрведы, Васант Лад, пишет в своем учебнике «Аюрведа – наука самолечения», что в духовной эволюции человека Аюрведа (или, по нашим понятиям, здоровый образ жизни, основанный на знании законов мироздания и природы человека, «искусство жизни») является основой, или фундаментом, Йога – телом, а Тантра – головой. Аюрведа, Йога и Тантра образуют взаимозависимое триединство жизни. Ни одна из этих практик не может быть отделена от другой. Здоровье тела, интеллекта и сознания зависят от знаний и практики этой троицы в повседневной жизни.

Цель каждой из этих практик – долголетие, омоложение и самореализация.

И если та Йога, которая осталась в Индии дистанцировалась от Тантры, то Йога, пришедшая в Китай, там получила наиболее полное развитие. Даосская Йога целиком и полностью посвящена трансформации сексуальной энергии в духовную. Некоторые так и называют Даосскую Йогу Китайской Тантрой. В Китае на протяжении тысячелетий эта практика тоже была секретной. И если кому-то даосы открывали часть своих секретов, так это только императорам. Все письменные источники были закодированы и зашифрованы. Даосские мудрецы, как и алхимики, предпочитали «ртуть превращать в золото». Что скрывается за такими терминами как «нефритовый ствол» и «врата жизни» знал только узкий круг посвященных. Сейчас древние даосские секреты стали доступны каждому. Пришла пора соединить то, что раньше естественно было вместе. В Даосской Йоге нет таких упражнений для физического тела как в Хатха-йоге. Зато там есть простые и легко доступные для выполнения техники работы с энергией. Даосы считают, что если вы тренируете только мышцы, ничего не зная о жизненной силе и сексуальной энергии, то вы мало что приобретаете.

Обсудить статью на форуме >>